Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПРИЗРАКИ ЛЮБВИ (ИМПЕРИЯ СТРАСТИ)

эротическая драма
Продолжительность: 101
Япония - Франция 1978
Режиссер: Нагиса Осима
Продюсер: Анатоль Доман
Сценарий: Нагиса Осима
В ролях: Тацуя Фудзи, Казуко Йошиюки, Такахиро Тамура, Такузо Каватани, Акико Койама, Таидзи Тонойама и др.
Музыка: Тору Такомитсу
Оператор: Йошио Миядзима


10.02.2003

Можно ли рассматривать "Империю страсти" как своего рода вторую часть, составляющую вместе с первой, "Империей чувств", дилогию? Наверное, да, можно, но "Призраки любви" (японское название картины) - совсем другое кино. Лента лишена всякой, даже смертельной, красоты чувств, я бы сказал - вообще лишена и чувствительности, и чувственности. Герои ее, живые и мертвый, не то что статичны - статуарны. Зато жива и прекрасна жизнь вокруг них. Если практически вся "Коррида любви" снята и происходит в городском помещении, то "Призраки любви", напротив, действуют в деревенском, от века неизменно и постоянно меняющемся, как сама природа, пейзаже, словно бы утверждая зрителя в мысли: происходящее не ново, не уникально, неинтересно, нежизнеспособно, но тем не менее оживает вновь и вновь и будет оживать, пока существует род человеческий.

Любовь может убивать, но любовь нельзя взрастить на смерти. Эта мысль тоже, конечно, не нова: в литературе с незапамятных времен существует мотив убийства одним супругом другого ради освобождения для новой любви. И раз за разом литература отвергает возможность устройства счастья на могиле. В начале ХХ века огромной популярностью пользовался роман Э. Золя "Тереза Ракен", почти один к одному повествующий историю, подобную рассказанной Осимой. С той разницей, что смертельная, гибельная и губящая все вокруг, а в конечном счете и самое себя любовь поражает не сомнительной порядочности городских буржуа, а самых что ни на есть кондовых крестьян, людей темных, если не забитых, и темнотой своей не тяготящихся, и темноту свою любовью отнюдь не просвещающих.

История, рассказанной Осимой, имела место в деревне близ Токио в 1895 году. Молодой крестьянин (кстати, эту роль великолепно исполняет замечательно талантливый и органичный, вероятно, во всех проявлениях Тацуя Фудзи, ранее сыгравший главную мужскую роль в "Корриде любви"; образы любовников, созданные актером в дилогии, совершенно непохожи друг на друга) влюбляется в жену рикши, женщину средних лет, насильно овладевает ею, чем вызывает с ее стороны сумасшедшую любовь. Любовники убивают славного рикшу и сбрасывают его труп в пересохший колодец на территории имения местной аристократической семьи, после чего становятся заложниками уже и не преступной любви, а трехлетних мучений, вызываемых (о, если бы совестью!) страхом перед разоблачением и ужасом подсознания, являющего им призрак убитого, с немым укором требующего правосудия и погребения. Когда же правда все-таки всплывает из колодца на божий свет, он, свет, меркнет в глазах доведенной до отчаяния преступницы, сознание любовников навсегда погружается в бездонный грязный колодец-могилу, превращая их самих в призрачных существ (визуальный ряд этих эпизодов откровенно отсылает зрителя к картинам Бунюэля и Куросавы), так что праведное наказание - избиение бамбуковыми палками с последующим повешением - уже не страшит их, а скорее влечет столь же неумолимо, как тот потаенный колодец, в котором гниет тело ни в чем не повинного рикши.

Трудно, вероятно, снять более жестокий и менее эротический фильм про любовь, в котором нет и не может быть любви, есть насилие и страх, ужас, подобный тому, что правит бал в самых мрачных рассказах Эдгара По, то есть ужас не придуманный, а совершенно естественный и оттого по-настоящему кошмарный. Империя страсти, в которой император - страх.

Надо полагать, после "Корриды любви" от Осимы ждали чего-то вроде продолжения японских "Ромео и Джульетты". Он же снял своего "Макбета".

Рецензия: В. Распопин