эротическая драма Продолжительность: 101 Япония - Франция 1978 Режиссер: Нагиса Осима Продюсер: Анатоль Доман Сценарий: Нагиса Осима В ролях: Тацуя Фудзи,
Казуко Йошиюки, Такахиро Тамура, Такузо Каватани, Акико Койама, Таидзи
Тонойама и др. Музыка: Тору Такомитсу Оператор: Йошио Миядзима
10.02.2003
Можно ли рассматривать "Империю страсти" как своего рода вторую
часть, составляющую вместе с первой, "Империей чувств", дилогию?
Наверное, да, можно, но "Призраки любви" (японское название картины) -
совсем другое кино. Лента лишена всякой, даже смертельной, красоты
чувств, я бы сказал - вообще лишена и чувствительности, и чувственности.
Герои ее, живые и мертвый, не то что статичны - статуарны. Зато жива и
прекрасна жизнь вокруг них. Если практически вся "Коррида любви" снята и
происходит в городском помещении, то "Призраки любви", напротив,
действуют в деревенском, от века неизменно и постоянно меняющемся, как
сама природа, пейзаже, словно бы утверждая зрителя в мысли: происходящее
не ново, не уникально, неинтересно, нежизнеспособно, но тем не менее
оживает вновь и вновь и будет оживать, пока существует род человеческий.
Любовь может убивать, но любовь нельзя взрастить на смерти. Эта
мысль тоже, конечно, не нова: в литературе с незапамятных времен
существует мотив убийства одним супругом другого ради освобождения для
новой любви. И раз за разом литература отвергает возможность устройства
счастья на могиле. В начале ХХ века огромной популярностью пользовался
роман Э. Золя "Тереза Ракен", почти один к одному повествующий историю,
подобную рассказанной Осимой. С той разницей, что смертельная, гибельная
и губящая все вокруг, а в конечном счете и самое себя любовь поражает не
сомнительной порядочности городских буржуа, а самых что ни на есть
кондовых крестьян, людей темных, если не забитых, и темнотой своей не
тяготящихся, и темноту свою любовью отнюдь не просвещающих.
История, рассказанной Осимой, имела место в деревне близ Токио в
1895 году. Молодой крестьянин (кстати, эту роль великолепно исполняет
замечательно талантливый и органичный, вероятно, во всех проявлениях
Тацуя Фудзи, ранее сыгравший главную мужскую роль в "Корриде любви";
образы любовников, созданные актером в дилогии, совершенно непохожи друг
на друга) влюбляется в жену рикши, женщину средних лет, насильно
овладевает ею, чем вызывает с ее стороны сумасшедшую любовь. Любовники
убивают славного рикшу и сбрасывают его труп в пересохший колодец на
территории имения местной аристократической семьи, после чего становятся
заложниками уже и не преступной любви, а трехлетних мучений, вызываемых
(о, если бы совестью!) страхом перед разоблачением и ужасом подсознания,
являющего им призрак убитого, с немым укором требующего правосудия и
погребения. Когда же правда все-таки всплывает из колодца на божий свет,
он, свет, меркнет в глазах доведенной до отчаяния преступницы, сознание
любовников навсегда погружается в бездонный грязный колодец-могилу,
превращая их самих в призрачных существ (визуальный ряд этих эпизодов
откровенно отсылает зрителя к картинам Бунюэля и Куросавы), так что
праведное наказание - избиение бамбуковыми палками с последующим
повешением - уже не страшит их, а скорее влечет столь же неумолимо, как
тот потаенный колодец, в котором гниет тело ни в чем не повинного рикши.
Трудно, вероятно, снять более жестокий и менее эротический фильм
про любовь, в котором нет и не может быть любви, есть насилие и страх,
ужас, подобный тому, что правит бал в самых мрачных рассказах Эдгара По,
то есть ужас не придуманный, а совершенно естественный и оттого
по-настоящему кошмарный. Империя страсти, в которой император - страх.
Надо полагать, после "Корриды любви" от Осимы ждали чего-то вроде
продолжения японских "Ромео и Джульетты". Он же снял своего "Макбета".