Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ФРИДА

биографическая драма
Продолжительность: 122
США - Мексика 2002
Режиссер: Джули Тэймор
Продюсер: Линдсей Фликнигер, Сара Грин, Салма Хайек
Сценарий: Хайден Эррера, Клэнси Сигал и др. (по книге Хайден Эрреры)
В ролях: Салма Хайек, Альфред Молина, Мия Маэстро, Роджер Рис, Джеффри Раш, Эшли Джуд, Антонио Бандерас, Эдвард Нортон, Валерия Голино, Маргарита Санз и др.
Музыка: Эллиот Голденталь
Оператор: Родриго Прието


25.02.2003

Фрида Калло - талантливая мексиканская художница первой половины ХХ в., жена великого живописца-монументалиста Диего Риверы. Она прожила недолгую и нелегкую жизнь инвалида, оставила после себя богатое художественное наследие и благодарную память потомков.

История ее физической, духовной и отчасти политической жизни от детских лет и до ранней смерти достаточно подробно и художественно убедительно, то есть без откровенного вранья и излишних сантиментов, изложена в новом фильме режиссера Джулии Тэймор, снятого по популярной книге Хайден Эрреры в прошлом году и только-только появившегося у нас на пиратских кассетах.

Этот фильм, как стало известно, номинирован на "Оскар" и вполне может получить престижный приз, как я полагаю, в номинациях "лучший сценарий" и "лучшая актриса". Не буду, однако, решать за американскую киноакадемию, скажу только, что драматургия двухчасового фильма на самом деле хороша, ибо в жестком, свойственном лучшему современному клипообразному кино темпе позволяет зрителю не только проследить и пережить творческую, личную и семейную драму художницы, но и - при желании, конечно, - разобраться в политических хитросплетениях 30-х годов, участниками которых были и супруги Ривера и Калло, прежде всего гениальный и непутевый супруг Фриды.

Альфред Молина, играющий Риверу, нисколько не уступает приме Салме Хайек. Глядя на этого оптимистичного и темпераментного бабника, увлеченного Марксом и Сталиным, помогающего Троцкому, ни на минуту, однако, не забываешь, что он прежде всего - художник, творец, мастер. А ведь как раз художника-то и труднее всего сыграть в кино. Может быть, лишь поэта - еще труднее. Потому что ни глаза, ни мимика человека и в малой степени не отражают его духовной жизни. А что значат внешние проявления - женолюбие, пьянство, буйство, политические увлечения - в сравнении с тем, что в действительности громоздится в бессонной душе творца?

Молине удается заставить нас поверить в гениальность его персонажа. Удается это и Салме Хайек, хотя ей легче: и дар ее героини поменьше, и женщина она, что означает - внешняя, физическая и любовная драма лишь помогает актрисе подчеркнуть оригинальность образа. Может быть, Хайек лишь чуть-чуть слишком красива для Фриды Калло, слишком успешна, но общего впечатления ни красота, ни легкость, с которой ее кинематографическая героиня осуществляет все свои начинания, не портят.

Трудно сказать, насколько Джеффри Рашу удался образ Троцкого. Он играет человека знаменитого, мужчину опытного, но усталого, с некоторым как бы даже и равнодушием вступающего в связь с молодой красавицей. Впрочем, эта почти бесстрастность может быть объяснена именно его опытностью: старый политик отлично понимает, отчего на самом деле супруга художника, давшего политическому изгнаннику временный приют, открывает ему объятия. Они не влюблены друг в друга, Троцкий и Фрида, они берут подвернувшееся удовольствие на час. Он - потому что не привык упускать своего, она - от отчаяния.

Наконец еще один персонаж, эпизодический, - полноправный соперник Риверы в искусстве Давид Сикейрос. Его играет сильно загримированный, но как всегда импозантный Антонио Бандерас. Играет неплохо, однако непонятно зачем. То есть непонятно зачем в картину введен его персонаж, единожды появляющийся не более чем на пять минут, а затем бесследно для героев и зрителей исчезающий в нетях.

Общее впечатление от "Фриды" безусловно хорошее. В фильме все на своих местах, все пропорционально: живопись реальных Риверы и Калло и живопись художника и оператора картины, любовь и боль ее героев, ревность и эротика, труд и политика, даже выстрелы и выпивки. Лента мастерски снята, наполнена знойными, страстными и нежными испанскими мелодиями.

Не знаю, что решит американская киноакадемия, а на мой взгляд "Оскаров" достойны прежде всего сценаристы, художник и композитор картины. Их стараниями старая, известная преимущественно любителям модернистской живописи история чудесно оживает для широкой публики.

Рецензия: В. Распопин