биографическая драма Продолжительность: 122 США - Мексика 2002 Режиссер: Джули Тэймор Продюсер: Линдсей Фликнигер, Сара Грин, Салма Хайек Сценарий: Хайден Эррера, Клэнси Сигал и др. (по книге Хайден Эрреры) В ролях: Салма Хайек, Альфред Молина, Мия Маэстро, Роджер Рис, Джеффри
Раш, Эшли Джуд, Антонио Бандерас, Эдвард Нортон, Валерия Голино,
Маргарита Санз и др. Музыка: Эллиот Голденталь Оператор: Родриго Прието
25.02.2003
Фрида Калло - талантливая мексиканская художница первой половины ХХ
в., жена великого живописца-монументалиста Диего Риверы. Она прожила
недолгую и нелегкую жизнь инвалида, оставила после себя богатое
художественное наследие и благодарную память потомков.
История ее физической, духовной и отчасти политической жизни от
детских лет и до ранней смерти достаточно подробно и художественно
убедительно, то есть без откровенного вранья и излишних сантиментов,
изложена в новом фильме режиссера Джулии Тэймор, снятого по популярной
книге Хайден Эрреры в прошлом году и только-только появившегося у нас на
пиратских кассетах.
Этот фильм, как стало известно, номинирован на "Оскар" и вполне
может получить престижный приз, как я полагаю, в номинациях "лучший
сценарий" и "лучшая актриса". Не буду, однако, решать за американскую
киноакадемию, скажу только, что драматургия двухчасового фильма на самом
деле хороша, ибо в жестком, свойственном лучшему современному
клипообразному кино темпе позволяет зрителю не только проследить и
пережить творческую, личную и семейную драму художницы, но и - при
желании, конечно, - разобраться в политических хитросплетениях 30-х
годов, участниками которых были и супруги Ривера и Калло, прежде всего
гениальный и непутевый супруг Фриды.
Альфред Молина, играющий Риверу, нисколько не уступает приме Салме
Хайек. Глядя на этого оптимистичного и темпераментного бабника,
увлеченного Марксом и Сталиным, помогающего Троцкому, ни на минуту,
однако, не забываешь, что он прежде всего - художник, творец, мастер. А
ведь как раз художника-то и труднее всего сыграть в кино. Может быть,
лишь поэта - еще труднее. Потому что ни глаза, ни мимика человека и в
малой степени не отражают его духовной жизни. А что значат внешние
проявления - женолюбие, пьянство, буйство, политические увлечения - в
сравнении с тем, что в действительности громоздится в бессонной душе
творца?
Молине удается заставить нас поверить в гениальность его персонажа.
Удается это и Салме Хайек, хотя ей легче: и дар ее героини поменьше, и
женщина она, что означает - внешняя, физическая и любовная драма лишь
помогает актрисе подчеркнуть оригинальность образа. Может быть, Хайек
лишь чуть-чуть слишком красива для Фриды Калло, слишком успешна, но
общего впечатления ни красота, ни легкость, с которой ее
кинематографическая героиня осуществляет все свои начинания, не портят.
Трудно сказать, насколько Джеффри Рашу удался образ Троцкого. Он
играет человека знаменитого, мужчину опытного, но усталого, с некоторым
как бы даже и равнодушием вступающего в связь с молодой красавицей.
Впрочем, эта почти бесстрастность может быть объяснена именно его
опытностью: старый политик отлично понимает, отчего на самом деле
супруга художника, давшего политическому изгнаннику временный приют,
открывает ему объятия. Они не влюблены друг в друга, Троцкий и Фрида,
они берут подвернувшееся удовольствие на час. Он - потому что не привык
упускать своего, она - от отчаяния.
Наконец еще один персонаж, эпизодический, - полноправный соперник
Риверы в искусстве Давид Сикейрос. Его играет сильно загримированный, но
как всегда импозантный Антонио Бандерас. Играет неплохо, однако
непонятно зачем. То есть непонятно зачем в картину введен его персонаж,
единожды появляющийся не более чем на пять минут, а затем бесследно для
героев и зрителей исчезающий в нетях.
Общее впечатление от "Фриды" безусловно хорошее. В фильме все на
своих местах, все пропорционально: живопись реальных Риверы и Калло и
живопись художника и оператора картины, любовь и боль ее героев,
ревность и эротика, труд и политика, даже выстрелы и выпивки. Лента
мастерски снята, наполнена знойными, страстными и нежными испанскими
мелодиями.
Не знаю, что решит американская киноакадемия, а на мой взгляд
"Оскаров" достойны прежде всего сценаристы, художник и композитор
картины. Их стараниями старая, известная преимущественно любителям
модернистской живописи история чудесно оживает для широкой публики.