Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ДВА КАПИТАНА (ТЕЛЕСЕРИАЛ)

Романтико-приключенческая драма
Продолжительность: 434 (6 серий)
СССР 1976
Режиссер: Е. Карелов
Продюсер:
Сценарий: В. Каверин, В. Савин, Е. Карелов (по роману В. Каверина)
В ролях: Б. Токарев, С. Кудрявцев, Е. Прудникова, Е. Лобкина, Ю. Богатырев, А. Сенчев, Н. Гриценко, Г. Куликов, И. Печерникова, В. Заманский, А. Вокач
Музыка: Е. Птичкин
Оператор: В. Макаров


25.07.2002

И книга Вениамина Каверина, и обе ее экранизации - классический образец советской романтики. В данном случае осуществлена подробнейшая экранизация первой половины романа, вторая же его часть несколько скомкана, вследствие чего внимание зрителя акцентируется главным образом именно на приключенческой стороне книги, что, может быть, и правильно. Единственным недостатком картины кажется лишь ее первая серия, излишне подробно и длинно рассказывающая об энском детстве героя. Все остальное соразмерно и интересно.

Думаю, нет необходимости пересказывать содержание произведения: мало кто не читал, еще меньше тех, кто не смотрел или старой экранизации, той, где дебютировал в кино (в роли Ромашова) великий советский актер Евгений Лебедев, или расматриваемой здесь телеверсии. Поэтому коротко скажу только о своих нынешних впечатлениях, точнее о том, что особенно понравилось, поскольку весь сериал смотрел с удовольствием, что само по себе событие для меня из ряда вон - не люблю текстов с продолжением.

Во-первых, очень хорош музыкальный лейтмотив, тревожный и победный одновременно. Думаю, что среди популярных сериалов, сделанных 'Гостелерадио СССР', конкурент у музыкальной увертюры 'Двух капитанов' только один - лейтмотив в 'Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона'.

Во-вторых, великолепны некоторые актеры. Прежде всего это Юрий Богатырев, ни грана не уступивший Лебедеву и создавший при этом совершенно иной образ Ромашова - не мерзкого подонка, а несчастного подлеца. Далее - главный отрицательный персонаж, Николай Антонович Татаринов, сыгранный, нет, 'спетый' Николаем Гриценко. Как есть актеры (В. Тихонов, А. Баталов), играющие только положительных героев, так есть актеры, используемые кинорежиссерами лишь в ролях злодеев (к примеру, Георгий Милляр, переигравший в экранизациях сказок всю фольклорную нечисть, кроме разве что русалки). Гриценко (во всяком случае, то, что я видел с его участием) играл главным образом персонажей отрицательных. И как играл! Каренин у него, например, получился и человечнее, и порядочнее, и страдательнее, и просто интереснее не только своей неверной жены, но и вообще всех остальных персонажей густонаселенного вслед за книгой фильма. То же и в 'Двух капитанах' - демагог, преступник, Фома Опискин при советской власти - и вечно трепетно влюбленный в чужую жену страдалец. Каждый эпизод с Николаем Антонычем совершенен и неоднозначен. Каждого следующего эпизода с участием Гриценко ждешь - а персонаж-то ведь черней некуда!..

Замечательны актеры, сыгравшие отрицательных второстепенных персонажей: А. Вокач, М. Пуговкин, Б. Брондуков. С положительными же дело, увы, несколько хуже. Нет, никто ничего не проваливает, но... как-то все они, даже Заманский, скучноваты что ли.

Хороши в фильме женщины. Ирина Печерникова (Мария Васильевна Татаринова) вообще самая красивая актриса, какую я когда-либо видел в кино. Ее красота, помимо того что совершенна и сексапильна, еще и аристократична, интеллигентна, декадентски хрупка, вся как бы светится изнутри. А Елена Прудникова (Катя) в роли ее дочери и проще, и крепче, и в то же время удивительно похожа на мать. Но особенно хороша юная Лена Лобкина в роли Кати Татариновой в детстве, полная девочка-подросток с упрямым взглядом очень нежных глаз, не играющая, а натурально живущая на экране. Остальные актеры, повторюсь, и в их числе исполнитель главной роли Б. Токарев, что называется, на месте, типаж создают, картины не портят, но вряд ли незаменимы. Тот же Богатырев, сыграй он Саню Григорьева, вероятно, был бы ничуть не хуже Токарева, а скорее всего и лучше.

Ну а в целом актерский состав все-таки хорош, потому что делает главное - достоверно показывает эпоху нищей советской романтики 30-х годов, реальное рождение нового молодого отчаянного народа, того самого, что отнюдь не только в книжках и на экране 'боролся и искал, находил и не сдавался'. Я еще застал этих людей, они и на самом деле были такими энтузиастами и неисправимыми романтиками. Дай им волю - они непременно построили бы отнюдь не химерический коммунизм. Вот только ни воли, ни доли им не досталось. Но это, впрочем, уже совсем другая, не каверинская и не кареловская история.

Примечание. Комплект из трех кассет с записью телесериала имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин