историческая мелодрама Продолжительность: 176 США - Великобритания - Марокко 1999 Режиссер: Фрэнк Роддэм Продюсер: Дайсон Лвелл Сценарий: Стивен Хэрригэн, Антон Дитер (по книге Маргарет Джордж "Мемуары Клеопатры") В ролях: Леонор Варела,
Тимоти Далтон, Билли Зейн, Руперт Грейвз и др. Музыка: Тревор Джоунс Оператор: Дэвид Коннелл
19.02.2003
Совсем недавно я писал рецензию на одноименный блокбастер Джозефа
Манкевича 1963 года с Элизабет Тейлор в роли Клеопатры. Если главным
недостатком старого проекта, на мой взгляд, оказался кастинг, то новая
телевизионная экранизация биографии самой выдающейся женщины в древней
истории - кажется, сплошной недостаток, единственным же достоинством
фильма является как раз подбор актеров. Никому не известная Леонор
Варела по всем статьям переиграла Тейлор. Она выразительнее, ближе к
оригиналу даже внешне, хотя и тоже красотка, с поправкой на современные
стандарты. Дело однако не во внешности - настоящая Клеопатра, судя по
немногочисленным сохранившимся изображениям, красавицей не была - дело в
том, что Тейлор на экране все четыре часа представительствовала, Варела
же старается играть. Как именно она играет, точнее, ЧТО именно - другой
вопрос. Ее Клеопатра - не царица, тем более не последний
древнеегипетский фараон, она скорее полузаконная принцесса и - любящая
женщина. Сначала Клеопатра Варелы любит сладковатого, принципиально и
решительно ничем не похожего на Юлия Цезаря героя Тимоти Далтона (и ее
вполне можно понять, не правда ли, дорогие читательницы?), потом -
мужественного, но, как бы лучше сказать... без царя в голове, что ли, -
Антония.
Собственно говоря, именно про это, только про это - про
костюмированную любовь одной женщины к двум мужчинам - и рассказывает
телевизионная "Клеопатра", фильма кр-расивая, отменно длинная, с
парой-тройкой оживляющих некоторую общую постельно-банную монотонность
эпизодов про скачки с препятствиями в виде оравы мужиков в коротких
платьицах, отчаянно размахивающих заточенными железными палками.
Зачем сделана эта картина - сказать не берусь. Могу лишь
предположить: в общем русле осовременивания истории и классической
литературы, адаптации их по возможностям поколения, воспитанного на
комиксах. Для кого еще она сделана? Для любителей и любительниц мыльных
опер. Картине смело можно дать подзаголовок "Богатые (в тогах) тоже
плачут". Плачут в новой "Клеопатре", может, и не много, но таковое
случается. А больше не происходит ничего существенного, о чем стоило бы
здесь упомянуть. Вот разве что Билли Зейн и правда хорош. Его Антоний
ближе всех к тому оригиналу, который воссоздается на страницах отличной
книги Ирэн Фрэн "Клеопатра, или Неподражаемая" (рецензию см. на нашем
сайте, в разделе "Книжное обозрение"). Он и грубоват, и обольстителен, и
мужествен, и порядочен, и даже настолько неглуп, чтобы понимать: он - не
Цезарь. Последнего обстоятельства решительно не понимает Октавиан (Р.
Грейвз), в этой картине тип подловатый, самовлюбленный и слишком мелкий
для того, чтобы прийти к такой власти, к какой пришел Октавиан
исторический, между прочим, сделавший Рим истинной столицей мира. В
картине Манкевича Октавиан был интереснее.
Итак, эта новая, другая "Клеопатра" - костюмная мелодрама про
двойную любовь не слишком законной наследницы египетского трона,
политические амбиции если и вынашивающей, то ограничивающейся при этом
лишь собственной вотчиной, и уж никак не стремящейся к мировому
господству, а в сущности являющейся красивой игрушкой в постели двух
солдат.
Возможна ли такая интерпретация самой роковой женщины древности?
Разумеется. Интересна ли? Нет. Во всяком случае, при сколько-нибудь
серьезных требованиях к кинематографу.