Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КЛЕОПАТРА (Ф. Роддэм)

историческая мелодрама
Продолжительность: 176
США - Великобритания - Марокко 1999
Режиссер: Фрэнк Роддэм
Продюсер: Дайсон Лвелл
Сценарий: Стивен Хэрригэн, Антон Дитер (по книге Маргарет Джордж "Мемуары Клеопатры")
В ролях: Леонор Варела, Тимоти Далтон, Билли Зейн, Руперт Грейвз и др.
Музыка: Тревор Джоунс
Оператор: Дэвид Коннелл


19.02.2003

Совсем недавно я писал рецензию на одноименный блокбастер Джозефа Манкевича 1963 года с Элизабет Тейлор в роли Клеопатры. Если главным недостатком старого проекта, на мой взгляд, оказался кастинг, то новая телевизионная экранизация биографии самой выдающейся женщины в древней истории - кажется, сплошной недостаток, единственным же достоинством фильма является как раз подбор актеров. Никому не известная Леонор Варела по всем статьям переиграла Тейлор. Она выразительнее, ближе к оригиналу даже внешне, хотя и тоже красотка, с поправкой на современные стандарты. Дело однако не во внешности - настоящая Клеопатра, судя по немногочисленным сохранившимся изображениям, красавицей не была - дело в том, что Тейлор на экране все четыре часа представительствовала, Варела же старается играть. Как именно она играет, точнее, ЧТО именно - другой вопрос. Ее Клеопатра - не царица, тем более не последний древнеегипетский фараон, она скорее полузаконная принцесса и - любящая женщина. Сначала Клеопатра Варелы любит сладковатого, принципиально и решительно ничем не похожего на Юлия Цезаря героя Тимоти Далтона (и ее вполне можно понять, не правда ли, дорогие читательницы?), потом - мужественного, но, как бы лучше сказать... без царя в голове, что ли, - Антония.

Собственно говоря, именно про это, только про это - про костюмированную любовь одной женщины к двум мужчинам - и рассказывает телевизионная "Клеопатра", фильма кр-расивая, отменно длинная, с парой-тройкой оживляющих некоторую общую постельно-банную монотонность эпизодов про скачки с препятствиями в виде оравы мужиков в коротких платьицах, отчаянно размахивающих заточенными железными палками.

Зачем сделана эта картина - сказать не берусь. Могу лишь предположить: в общем русле осовременивания истории и классической литературы, адаптации их по возможностям поколения, воспитанного на комиксах. Для кого еще она сделана? Для любителей и любительниц мыльных опер. Картине смело можно дать подзаголовок "Богатые (в тогах) тоже плачут". Плачут в новой "Клеопатре", может, и не много, но таковое случается. А больше не происходит ничего существенного, о чем стоило бы здесь упомянуть. Вот разве что Билли Зейн и правда хорош. Его Антоний ближе всех к тому оригиналу, который воссоздается на страницах отличной книги Ирэн Фрэн "Клеопатра, или Неподражаемая" (рецензию см. на нашем сайте, в разделе "Книжное обозрение"). Он и грубоват, и обольстителен, и мужествен, и порядочен, и даже настолько неглуп, чтобы понимать: он - не Цезарь. Последнего обстоятельства решительно не понимает Октавиан (Р. Грейвз), в этой картине тип подловатый, самовлюбленный и слишком мелкий для того, чтобы прийти к такой власти, к какой пришел Октавиан исторический, между прочим, сделавший Рим истинной столицей мира. В картине Манкевича Октавиан был интереснее.

Итак, эта новая, другая "Клеопатра" - костюмная мелодрама про двойную любовь не слишком законной наследницы египетского трона, политические амбиции если и вынашивающей, то ограничивающейся при этом лишь собственной вотчиной, и уж никак не стремящейся к мировому господству, а в сущности являющейся красивой игрушкой в постели двух солдат.

Возможна ли такая интерпретация самой роковой женщины древности? Разумеется. Интересна ли? Нет. Во всяком случае, при сколько-нибудь серьезных требованиях к кинематографу.

Рецензия: В. Распопин