Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЕЛИЗАВЕТА

историческая драма
Продолжительность: 123
США 1999
Режиссер: Шеккар Капур
Продюсер: Элисон Оуэн, Эрик Феллнер, Тим Бейан
Сценарий: Майкл Хирст
В ролях: Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс, Джон Гилгуд, Ричард Аттенборо, Джеффри Раш, Кристофер Экклстон, Кэти Берк, Фанни Ардан, Венсан Кассель, Эрик Кантона, Эмили Мортимер и др.
Музыка: Дэвид Хиршфелдер
Оператор: Реми де Адефаразен


28.02.2003

Один из лучших исторических фильмов последних лет, а для Голливуда - явление, по-моему, небывалое, поскольку в картине есть не только свойственный американскому кино постановочный блеск и размах, но и хорошая драматургия, и - главное - четкая, исторически и психологически убедительная концепция судьбоносных для европейской цивилизации личностей и событий. Они, эти события в данной концепции, - производное от страданий, от трагедии человеческой души, души королевы, шаг за шагом вынужденной убивать врагов, а вместе с ними и собственную человечность.

Правление Елизаветы - самая яркая страница в истории Англии. За эти четыре с половиной десятилетия, имевших место во второй половине XVI века, страна практически покончила с непрекращавшимися ранее религиозными войнами, утвердила одновременно монархический режим и основные принципы демократии, а вместе с ними и государственный престиж, одержала убедительные политические и военные победы над основными соперниками Францией и Испанией, заявила обоснованные державные претензии, наконец взрастила собственную култьуру, по праву считающуюся и по сию пору одной из величайших в истории. Достаточно назвать только одно имя этой эпохи, чтобы подтвердить вышесказанное, - Шекспир.

Вряд ли можно утверждать, что все это есть в фильме Капура. Но картина, по крайней мере, вызывает все это в памяти, чего, например, не скажешь о только что вышедшем в издательстве "Астрель" романе Эвелин Энтони "Елизавета" (см. рецензию на нашем сайте, в разделе "Книжное обозрение"), посвященном почти исключительно любовной истории королевы и ее фаворита Роберта Дадли.

Любовная история в фильме присутствует, разыгрывается отменно, однако является лишь побочной линией содержания, рассказывающего прежде всего о страшном, бесчеловечном времени мрачных религиозных бурь, среди которых движется утлый челн, ведомый нежной, но никак не слабой рукой молодой женщины. Капур обходится даже без Марии Стюарт, непременной участницы любого рассказа о Елизавете. Он занят загадкой личности самой Елизаветы, особы очень женственной, порядочной, склонной честно жить, честно любить и честно править. Эти желания не жизнеспособны, они не могут не вступить в противоположение, в конфронтацию, в войну с окружающим миром прежде всего самой Англии, затем с миром внешним, наконец с внутренним миром женщины, рожденной любить, но вынужденной убивать, чтобы выжить. Эта война со всем миром и самой собой приводит Елизавету к личной трагедии, опустошает ее добрую душу, превращает милую и миловидную девушку в жестокого тирана.

Кейт Бланшетт играет Елизавету, можно сказать, на одном дыхании, играет как в первый и последний раз. В самом деле, другой такой роли у актрисы, скорее всего, никогда больше не будет. Юную Бланшетт окружают сплошь лучшие мастера актерского цеха, однако все они, даже Файнс и Раш, не говоря уж об Аттенборо и Гилгуде, - только окружение. Как и было на самом деле? Как должно быть по мысли создателей картины? Или, скорее всего, потому что такова сама драматургия фильма, в центре которого страдающая душа человека.

Во время просмотра картины, я не раз вспоминал "Гамлета" - очень уж похожи судьбы героини ленты Ш. Капура и датского принца из трагедии У. Шекспира. Гамлет погибает физически, Елизавета - нет, но и в том, и в другом случае гибнет живая душа. А жизнь и смерть души - и есть задача искусства, дело художника. Именно по ней, по нашей душе, и плачут в небесах ангелы. Именно о ней, о душе, в современном кино вспоминают так редко, что когда все же вспоминают, почти всякий раз создают шедевры.

Быть может, "Елизавета" Шеккара Капура и не шедевр, но без всякого сомнения на редкость талантливый фильм, снятый с голливудским размахом и психологической глубиной, свойственной европейскому кино.

Рецензия: В. Распопин