историческая драма Продолжительность: 123 США 1999 Режиссер: Шеккар Капур Продюсер: Элисон Оуэн, Эрик Феллнер, Тим Бейан Сценарий: Майкл Хирст В ролях: Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс, Джон Гилгуд,
Ричард Аттенборо, Джеффри Раш, Кристофер Экклстон, Кэти Берк, Фанни
Ардан, Венсан Кассель, Эрик Кантона, Эмили Мортимер и др. Музыка: Дэвид Хиршфелдер Оператор: Реми де Адефаразен
28.02.2003
Один из лучших исторических фильмов последних лет, а для Голливуда
- явление, по-моему, небывалое, поскольку в картине есть не только
свойственный американскому кино постановочный блеск и размах, но и
хорошая драматургия, и - главное - четкая, исторически и психологически
убедительная концепция судьбоносных для европейской цивилизации
личностей и событий. Они, эти события в данной концепции, - производное
от страданий, от трагедии человеческой души, души королевы, шаг за шагом
вынужденной убивать врагов, а вместе с ними и собственную человечность.
Правление Елизаветы - самая яркая страница в истории Англии. За эти
четыре с половиной десятилетия, имевших место во второй половине XVI
века, страна практически покончила с непрекращавшимися ранее
религиозными войнами, утвердила одновременно монархический режим и
основные принципы демократии, а вместе с ними и государственный престиж,
одержала убедительные политические и военные победы над основными
соперниками Францией и Испанией, заявила обоснованные державные
претензии, наконец взрастила собственную култьуру, по праву считающуюся
и по сию пору одной из величайших в истории. Достаточно назвать только
одно имя этой эпохи, чтобы подтвердить вышесказанное, - Шекспир.
Вряд ли можно утверждать, что все это есть в фильме Капура. Но
картина, по крайней мере, вызывает все это в памяти, чего, например, не
скажешь о только что вышедшем в издательстве "Астрель" романе Эвелин
Энтони "Елизавета" (см. рецензию на нашем сайте, в разделе "Книжное
обозрение"), посвященном почти исключительно любовной истории королевы и
ее фаворита Роберта Дадли.
Любовная история в фильме присутствует, разыгрывается отменно,
однако является лишь побочной линией содержания, рассказывающего прежде
всего о страшном, бесчеловечном времени мрачных религиозных бурь, среди
которых движется утлый челн, ведомый нежной, но никак не слабой рукой
молодой женщины. Капур обходится даже без Марии Стюарт, непременной
участницы любого рассказа о Елизавете. Он занят загадкой личности самой
Елизаветы, особы очень женственной, порядочной, склонной честно жить,
честно любить и честно править. Эти желания не жизнеспособны, они не
могут не вступить в противоположение, в конфронтацию, в войну с
окружающим миром прежде всего самой Англии, затем с миром внешним,
наконец с внутренним миром женщины, рожденной любить, но вынужденной
убивать, чтобы выжить. Эта война со всем миром и самой собой приводит
Елизавету к личной трагедии, опустошает ее добрую душу, превращает милую
и миловидную девушку в жестокого тирана.
Кейт Бланшетт играет Елизавету, можно сказать, на одном дыхании,
играет как в первый и последний раз. В самом деле, другой такой роли у
актрисы, скорее всего, никогда больше не будет. Юную Бланшетт окружают
сплошь лучшие мастера актерского цеха, однако все они, даже Файнс и Раш,
не говоря уж об Аттенборо и Гилгуде, - только окружение. Как и было на
самом деле? Как должно быть по мысли создателей картины? Или, скорее
всего, потому что такова сама драматургия фильма, в центре которого
страдающая душа человека.
Во время просмотра картины, я не раз вспоминал "Гамлета" - очень уж
похожи судьбы героини ленты Ш. Капура и датского принца из трагедии У.
Шекспира. Гамлет погибает физически, Елизавета - нет, но и в том, и в
другом случае гибнет живая душа. А жизнь и смерть души - и есть задача
искусства, дело художника. Именно по ней, по нашей душе, и плачут в
небесах ангелы. Именно о ней, о душе, в современном кино вспоминают так
редко, что когда все же вспоминают, почти всякий раз создают шедевры.
Быть может, "Елизавета" Шеккара Капура и не шедевр, но без всякого
сомнения на редкость талантливый фильм, снятый с голливудским размахом и
психологической глубиной, свойственной европейскому кино.