ироническая мелодрама Продолжительность: ироническая мелодрама Германия 2002 Режиссер: Золтан Спиранделли Продюсер: Дитер Ульрик Азельманн Сценарий: Харальд Турцер В ролях: Даниэль Брюль,
Маттиас Бреннер, Михаэль Гвиздек, Кьяра Скорас, Кристель Петерс, Беттина
Циммерман и др. Музыка: Оператор: Дитер Девентер
13.03.2003
Заявленная как комедия, эта германская лента, отсылающая отчасти к
"Имени розы" и костюмным детективам Эллис Питерс, отчасти к "Млечному
пути" Луиса Бунюэля, отчасти к старым итальянским комедиям о поисках
каких-либо раритетов, в жанровом отношении более всего склоняется к
иронической мелодраме, ибо с некой меланхоличной иронией рассказывает о
грехопадении невинных душ.
В общем, это история о без вины виноватых - о нескольких
чудаках-монахах, хранящих беззаветную и по сегодняшним стандартам
граничащую с глупостью преданность давно умершему ордену канторов, - в
современном мире, где ничто уже даже и не продается и не покупается,
потому что все давно продано и куплено, кроме, может быть, никак не
вымирающей последней надежды на личное счастье. Идиллическое
существование монашеского квартета, свято хранящего древний манускрипт,
дивно распевающего мелодичные псалмы и питающегося в полном смысле чем
послал Бог, выступающий в виде строптивой нравом, но справно
нагуливающей молоко козы (ей скоро предстоит окончить дни под колесами
поезда, явив собой насмешливый символ гибели богов), прерывается в
одночасье грянувшей необходимостью выплачивать непомерные деньги за
аренду ветхого помещения под угрозой выселения. Последняя угроза уносит
жизнь настоятеля, и оставшаяся "святая троица", прижав к груди священный
манускрипт, направляет босые стопы свои из Германии в Италию, где, по
слухам, не до конца захирел еще родоначальный монастырь св. канторов,
увы, давно и безнадежно проигравших "творческое соревнование" с
иезуитами.
Забавные, любовные и в сущности грустные приключения "на большой
дороге" людей не от мира сего, из которых двое видели реальную жизнь
десятилетия назад, а третий с малолетства воспитывался в монастыре,
людей, столкнувшихся с современным сытым и прохладным обществом, вовсе,
однако, не лишенным своеобразной человечности хотя бы потому, что в нем
давно уже нет понятия греха как такового, ибо нет понятия святости, и
составляют сюжет этой музыкальной, очень красивой, но, к сожалению, не
глубокой, а лишь намечающей глубину картины, радующей более слух, чем
глаз, и более глаз, чем ум.
Тем не менее фильм Золтана Спиранделли эстетически почти безупречен
и не вовсе лишен этической значимости, а потому посмотреть его можно и
нужно многим, прежде всего молодым зрителям, которые во время просмотра
безусловно не соскучатся, а в идеале, может быть, и задумаются над
вечной истиной - спасет ли красота мир сей, или, может быть, саму ее,
красоту, надобно спасать от этого мира, где она всего лишь случайно
заблудший гость...