Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧАСЫ

драма
Продолжительность: 114
США 2002
Режиссер: Стивен Дайлдри
Продюсер: Скотт Рудин, Роберт Фокс
Сценарий: Дэвид Хайр (по роману Майкла Каннингема)
В ролях: Николь Кидман, Мерил Стрип, Джулианна Мур, Эд Харрис, Тони Колетт, Клэр Дэйнс, Джефф Дэниелс, Миранда Ричардсон и др.
Музыка: Филипп Гласс
Оператор: Симус МакГарви


13.03.2003

Оскаровский номинант этого года, фильм Стивена Дайлдри "Часы" действительно хорош, серьезен, по тональности чуть-чуть напоминает некомедийные ленты Вуди Аллена. Он обращен к взрослым и прежде всего читающим зрителям, поскольку посвящен неординарной личности влиятельной английской писательницы-модернистки первой половины ХХ века, Вирджинии Вульф, и в манере свободного продолжения прослеживает возможные варианты судеб героинь ее романов.

Тем, кто книг В. Вулф не читал, картина может показаться мрачным декадентским альманахом из трех новелл о людях, склонных к суициду, один из которых - живущий в наши дни в Нью-Йорке писатель (Эд Харрис) - выбрасывается из окна, утратив волю к жизни вследствие неизлечимой смертельной болезни; другая - молодая мать и тоскующая по настоящей жизни жена среднестандартного американца из глубинки 50-х гг. (Джулианна Мур) - пытается отравиться, вероятно, осознавая неосуществимость кардинальных перемен бытия; третья - сама Вирджиния Вульф, с великим трудом заставляет себя существовать в реально-художественном пограничье обеспеченного провинциального быта и вечного космического холода, окружающего высокий писательский дух, вынужденный обитать в теле обычного человека, да еще и женщины, то есть во времена писательницы отнюдь не успевшей решительно эмансипироваться.

На самом деле, - так это, во всяком случае, мне представляется - драматургия картины сочетает в себе рассказ о мятущейся личности английской писательницы и нескольких ее alter ego в женских и мужских обличьях. Содержание, таким образом, с одной стороны, действительно представляет собой ряд вольных продолжений историй, рассказанных В. Вульф, с другой - являет собою довольно любопытную идею для кинематографа вообще, а тем более - для Голливуда, идею об ответственности автора за посмертные и бессмертные судьбы своих персонажей, в особенности когда они, эти персонажи, - явные отражения личности своего создателя.

Связного внешнего сюжета в картине нет, есть сюжет внутренний - жизнь и смерть мятущейся души. Этот внутренний сюжет развивается с помощью прежде всего сложного монтажа, не столько чередующего, сколько встраивающего эпизоды из жизни персонажей как бы внутрь биографических сцен о мучительной духовной жизни писательницы, отменно сыгранной почти до неузнаваемости загримированной Николь Кидман.

Кидман вообще в этой ленте явная прима. Мур (ее героиня - несостоявшаяся самоубийца, этакая Анна Каренина без Вронского, мать беззаветно любящего ее мальчика, того самого будущего писателя, которому предстоит осуществить то, что не удалось его матери) со своей сложной, может быть, и вообще главной в картине возрастной ролью хотя и справляется, но несколько теряется на фоне Кидман, да и Мерил Стрип (в роли заботливой пожилой подруги или бывшей жены писателя-самоубийцы) тоже уступает. Последнее немудрено: Стрип - одна из немногих в Голливуде настоящих драматических актрис, к тому же обладающая такой же органичностью, как, например, ДеНиро, так что в любой роли оказывается на месте.

В целом фильм весьма впечатляющ, в высоком смысле слова музыкален, продуман и выполнен во всех отношениях безукоризненно. Некоторые технические излишества, указывающие на то, что эта продукция сделана в Голливуде (вода, внезапно затопляющая гостиничную комнату, куда героиня Дж. Мур приехала чтобы свести счеты с жизнью, или иногда кажущаяся несколько аляповатой игра красками, вообще некоторая стереотипность визуального отображения американской жизни), общей картины почти не портят. Думается, что вполне вероятен успех этой неожиданной ленты и у американской киноакадемии, и у кинокритики. Что касается зрительской аудитории, вряд ли интеллектуальный и глубоко пессимистический фильм вызовет ажиотаж.

В принципе здесь можно было бы попытаться углубить наши размышления над драматургической основой "Часов", поговорить о философской проблематике творчества В. Вулф, однако мы рецензируем фильм не европейский, то есть не подталкивающий зрителя к самостоятельным размышлениям, а голливудский, так сказать, вещь в себе, пусть и эстетически образцовую, но все же отнюдь не предполагающую свободного полета мысли за пределами текста. Оттого не станем и мы пускаться в литературоведческие и культурологические философствования, а просто порекомендуем серьезному взрослому зрителю своими глазами посмотреть этот замечательный фильм.

Рецензия: В. Распопин