драма Продолжительность: 114 США 2002 Режиссер: Стивен Дайлдри Продюсер: Скотт Рудин, Роберт Фокс Сценарий: Дэвид Хайр (по роману Майкла Каннингема) В ролях: Николь Кидман, Мерил Стрип,
Джулианна Мур, Эд Харрис, Тони Колетт, Клэр Дэйнс, Джефф Дэниелс,
Миранда Ричардсон и др. Музыка: Филипп Гласс Оператор: Симус МакГарви
13.03.2003
Оскаровский номинант этого года, фильм Стивена Дайлдри "Часы"
действительно хорош, серьезен, по тональности чуть-чуть напоминает
некомедийные ленты Вуди Аллена. Он обращен к взрослым и прежде всего
читающим зрителям, поскольку посвящен неординарной личности влиятельной
английской писательницы-модернистки первой половины ХХ века, Вирджинии
Вульф, и в манере свободного продолжения прослеживает возможные варианты
судеб героинь ее романов.
Тем, кто книг В. Вулф не читал, картина может показаться мрачным
декадентским альманахом из трех новелл о людях, склонных к суициду, один
из которых - живущий в наши дни в Нью-Йорке писатель (Эд Харрис) -
выбрасывается из окна, утратив волю к жизни вследствие неизлечимой
смертельной болезни; другая - молодая мать и тоскующая по настоящей
жизни жена среднестандартного американца из глубинки 50-х гг. (Джулианна
Мур) - пытается отравиться, вероятно, осознавая неосуществимость
кардинальных перемен бытия; третья - сама Вирджиния Вульф, с великим
трудом заставляет себя существовать в реально-художественном пограничье
обеспеченного провинциального быта и вечного космического холода,
окружающего высокий писательский дух, вынужденный обитать в теле
обычного человека, да еще и женщины, то есть во времена писательницы
отнюдь не успевшей решительно эмансипироваться.
На самом деле, - так это, во всяком случае, мне представляется -
драматургия картины сочетает в себе рассказ о мятущейся личности
английской писательницы и нескольких ее alter ego в женских и мужских
обличьях. Содержание, таким образом, с одной стороны, действительно
представляет собой ряд вольных продолжений историй, рассказанных В.
Вульф, с другой - являет собою довольно любопытную идею для
кинематографа вообще, а тем более - для Голливуда, идею об
ответственности автора за посмертные и бессмертные судьбы своих
персонажей, в особенности когда они, эти персонажи, - явные отражения
личности своего создателя.
Связного внешнего сюжета в картине нет, есть сюжет внутренний -
жизнь и смерть мятущейся души. Этот внутренний сюжет развивается с
помощью прежде всего сложного монтажа, не столько чередующего, сколько
встраивающего эпизоды из жизни персонажей как бы внутрь биографических
сцен о мучительной духовной жизни писательницы, отменно сыгранной почти
до неузнаваемости загримированной Николь Кидман.
Кидман вообще в этой ленте явная прима. Мур (ее героиня -
несостоявшаяся самоубийца, этакая Анна Каренина без Вронского, мать
беззаветно любящего ее мальчика, того самого будущего писателя, которому
предстоит осуществить то, что не удалось его матери) со своей сложной,
может быть, и вообще главной в картине возрастной ролью хотя и
справляется, но несколько теряется на фоне Кидман, да и Мерил Стрип (в
роли заботливой пожилой подруги или бывшей жены писателя-самоубийцы)
тоже уступает. Последнее немудрено: Стрип - одна из немногих в Голливуде
настоящих драматических актрис, к тому же обладающая такой же
органичностью, как, например, ДеНиро, так что в любой роли оказывается
на месте.
В целом фильм весьма впечатляющ, в высоком смысле слова музыкален,
продуман и выполнен во всех отношениях безукоризненно. Некоторые
технические излишества, указывающие на то, что эта продукция сделана в
Голливуде (вода, внезапно затопляющая гостиничную комнату, куда героиня
Дж. Мур приехала чтобы свести счеты с жизнью, или иногда кажущаяся
несколько аляповатой игра красками, вообще некоторая стереотипность
визуального отображения американской жизни), общей картины почти не
портят. Думается, что вполне вероятен успех этой неожиданной ленты и у
американской киноакадемии, и у кинокритики. Что касается зрительской
аудитории, вряд ли интеллектуальный и глубоко пессимистический фильм
вызовет ажиотаж.
В принципе здесь можно было бы попытаться углубить наши размышления
над драматургической основой "Часов", поговорить о философской
проблематике творчества В. Вулф, однако мы рецензируем фильм не
европейский, то есть не подталкивающий зрителя к самостоятельным
размышлениям, а голливудский, так сказать, вещь в себе, пусть и
эстетически образцовую, но все же отнюдь не предполагающую свободного
полета мысли за пределами текста. Оттого не станем и мы пускаться в
литературоведческие и культурологические философствования, а просто
порекомендуем серьезному взрослому зрителю своими глазами посмотреть
этот замечательный фильм.