Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ

трагикомедия
Продолжительность: 136
Югославия 1985
Режиссер: Эмир Кустурица
Продюсер:
Сценарий: Абдулла Сирран
В ролях: Морено де Бартоли, Мики Манойлович, Мирайна Карайевич, Мира Урлович, Предраг Лакович, Ева Рас, М. Фердан и др.
Музыка: Зоран Симьянович
Оператор: Вилко Филач


13.03.2003

Второй полнометражный фильм молодого (в 1984 г. ему было тридцать лет), но уже известного режиссера, фильм, принесший его создателю "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, мировое признание и нечто вроде почетного звания "режиссер XXI века".

Глазами маленького мальчика-лунатика Кустурица показывает неустроенную, цыганскую, социалистическую жизнь одной сараевской семьи в эпоху известной "ссоры" Тито со Сталиным. Главную "взрослую" роль в этой картине сыграл, вероятно, лучший актер Кустурицы, Мики Манойлович, которому позднее предстоит сыграть и центральную роль в фильме "Андеграунд", высшем, вероятно, на сегодняшний день художественном достижении сербского режиссера. Здесь же Манойлович играет городского цыгана из соцлагеря, по имени Меса: одновременно отчаянного бабника и любящего мужа и отца, человека вполне трезвомыслящего и натуру увлекающуюся, непостоянную, отчасти приспособленца, отчасти совестливого праведника, труженика и лодыря, выпивоху и рубаху-парня, способного, однако, не только хорошо разбираться в людях и движущих их поступками мотивах, но и прощать им обиды и несправедливость.

Этот-то человек, в силу недюжинности и расхристанности своей натуры заставляющий страдать и мыкаться свою семью (естественно не желая того), пристально и любовно разглядывается маленьким сыном, для которого он - и отец, и бог. И этого-то отца и бога у ребенка надолго отнимает неожиданная "командировка". Что это за командировка, в которую цыгана отправил шурин, офицер из органов, - думаю, объяснять не надо.

К счастью, у сараевского чекиста, приревновавшего (и не без оснований) к герою Манойловича свою подругу, пороху не хватило подставить того под расстрельную статью, и наш весельчак и бабник был отправлен куда подальше на соляные шахты. Отечественному зрителю такая "мера пресечения", конечно, семечки - не "четвертак" и тем более не "десять лет без права переписки", да и любая югославская деревня, оно, конечно, не лесоповал на Колыме, но, с другой стороны, и европейский человек, да еще цыган - не семижильный русский мужик.

Тем более, что и в командировке жизнелюбивый Меса не очень расстраивался, а уж когда оттрубил "каторгу" и вышел "на поселение" - тут же выписал к себе любящую семью, выслужился в малые начальники и зажил по-старому. А вскоре и полное освобождение подоспело, семья возвратилась в родной дом, где на свадьбе младшего брата жены Меса примирился со старшим и не преминул тут же отомстить ему, напоив обидчика и под сурдинку затащив в сарай его все ту же подругу, из-за которой вышел весь сыр-бор.

Впрочем, весь сыр-бор вышел, конечно, не из-за подруги чекиста, да и не из-за самого чекиста, а из-за двух вещей: нечеловеческого лица коммунистической власти и цыганской натуры главного героя. Так сказать, из-за трагического и комического. Из-за того что такова наша натура и такова наша жизнь.

В фильме Кустурицы нет прямых обличений антигуманного социального строя, нет и прямого осуждения "аморальных деяний" персонажа М. Манойловича, ведь, как уже было сказано, все происходящее с человеком и со страной дано глазами совсем маленького мальчика, да еще и лунатика. Может быть, будущего поэта. Может быть, будущего кинорежиссера.

Легкий и глубокий, смешной и печальный, очень добрый и человечный, насыщенный простой мелодичной музыкой, снятый в мягких тонах, стилистически близкий картинам чешских режиссеров "новой волны", второй фильм Эмира Кустурицы и завершает его "ученический" период и в то же время являет зрителю зрелого оригинального художника, того самого первого киноклассика второго века кино (у которого ныне заимствуют не только совсем молодые режиссеры, но и старые мастера, пример - явная перекличка с эстетикой "Папы в командировке" видеоряда и саундтрека "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова), что к 1985 г. уже вплотную подошел к созданию собственного кинематографического языка, то есть к выработке глубоко оригинального визуального и музыкального стиля, а в области драматургии избрал наиболее трудный жанр трагикомедии, в котором он, Кустурица, - сегодня это совершенно очевидно - умеет работать на уровне Феллини, иначе говоря - лучше всех своих современников.

Рецензия: В. Распопин