драма Продолжительность: 89 США 2002 Режиссер: Питер Кар Продюсер: Мег Морав, Джей Шапиро, Джоди Фостер Сценарий: Джефф Стоквелл, Майкл Петрони (по роману Криса Фурмана) В ролях: Киран Калкин,
Мэлон Эмили, Эмил Хирш, Джоди Фостер, Винсент д' Онофрио и др. Музыка: Марко Белтрами Оператор: Лэнс Экорд
18.03.2003
Эпиграфом к "Опасным играм алтарных мальчиков" смело можно было бы
поставить фразу Стивена Кинга, если мне не изменяет память, из повести
"Тело" ("Труп"), смысл которой сводится к тому, что нормальные мальчишки
не живут, а скорее выживают, постоянно балансируя на лезвии бритвы. Если
мы вспомним хотя бы повести Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри
Финне, то и согласимся, конечно же, с Кингом. Алтарные мальчики, то есть
современные подростки из американской глубинки, учащиеся школы св.
Агаты, возглавляемой педагогами в сутанах, - настоящие современные Томы
Сойеры, воспитанные на комиксах, пентхаузах, видео и пепси. Они шалят
просто так - потому что мальчишки; они шалят и в знак протеста против
воспитателей, запрещающих им многое из того, что составляет суть
американской "культуры" - явно и тайно пропагандируемую средствами
масскульта под маркой свободы вседозволенность. Последние шалости
граничат с преступлениями и финале картины подтверждают мысль С. Кинга,
унося жизнь одного из персонажей.
Главный герой картины - художественно одаренный подросток, проводящий
свои дни и ночи в параллельных пространствах приключений реальной
мальчишеской компании и - фантастических грез, запечатлевающихся его
рукой в альбомных листах. Мальчик одновременно и мечтатель, и реалист.
Противоречия реальности в его картинках претерпевают героические
превращения, но не обретают желаемого хэппи-энда, фантастическое же
alter ego ребенка психологически закономерно начинает довлеть над его
реальным "Я" и в действительности. Ситуацию осложняет первая любовь,
разделенная, но не счастливая, поскольку славная, в общем, соседская
девочка имеет явную склонность к инцесту. В конечном итоге измученные
тяжкой обузой созревания детские души, не находя понимания ни у
родителей, ни у педагогов (те и другие - вовсе не монстры, однако и те,
и другие хуже чудовищ - равнодушны), прямо по Кингу, срываются с "лезвия
бритвы".
Фильм хорош, умен, однако, как и всякая серьезная голливудская
продукция, - слишком уж "вещь в себе" (чем, на мой вкус, и уступает,
например, месхиевской "Американке", и пересматривания, и
переосмысливания предполагающей), то есть рассказан и разыгран от корки
до корки. Отсюда и благоприятное художественное впечатление, и
невозможность "чтения после чтения" - все сказано в тексте.
В заключение, как говорится, "отдельное спасибо" Джоди Фостер, вложившей
в ленту не только деньги, но и артистический дар. Ее небольшая роль
увечной учительницы-святоши, как бы сошедшей со страниц Диккенса, стоит,
быть может, всех остальных в этом фильме о детях, но для
совершеннолетних зрителей.