Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ОПАСНЫЕ ИГРЫ (ОПАСНЫЕ ИГРЫ АЛТАРНЫХ МАЛЬЧИКОВ)

драма
Продолжительность: 89
США 2002
Режиссер: Питер Кар
Продюсер: Мег Морав, Джей Шапиро, Джоди Фостер
Сценарий: Джефф Стоквелл, Майкл Петрони (по роману Криса Фурмана)
В ролях: Киран Калкин, Мэлон Эмили, Эмил Хирш, Джоди Фостер, Винсент д' Онофрио и др.
Музыка: Марко Белтрами
Оператор: Лэнс Экорд


18.03.2003

Эпиграфом к "Опасным играм алтарных мальчиков" смело можно было бы поставить фразу Стивена Кинга, если мне не изменяет память, из повести "Тело" ("Труп"), смысл которой сводится к тому, что нормальные мальчишки не живут, а скорее выживают, постоянно балансируя на лезвии бритвы. Если мы вспомним хотя бы повести Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне, то и согласимся, конечно же, с Кингом. Алтарные мальчики, то есть современные подростки из американской глубинки, учащиеся школы св. Агаты, возглавляемой педагогами в сутанах, - настоящие современные Томы Сойеры, воспитанные на комиксах, пентхаузах, видео и пепси. Они шалят просто так - потому что мальчишки; они шалят и в знак протеста против воспитателей, запрещающих им многое из того, что составляет суть американской "культуры" - явно и тайно пропагандируемую средствами масскульта под маркой свободы вседозволенность. Последние шалости граничат с преступлениями и финале картины подтверждают мысль С. Кинга, унося жизнь одного из персонажей.

Главный герой картины - художественно одаренный подросток, проводящий свои дни и ночи в параллельных пространствах приключений реальной мальчишеской компании и - фантастических грез, запечатлевающихся его рукой в альбомных листах. Мальчик одновременно и мечтатель, и реалист. Противоречия реальности в его картинках претерпевают героические превращения, но не обретают желаемого хэппи-энда, фантастическое же alter ego ребенка психологически закономерно начинает довлеть над его реальным "Я" и в действительности. Ситуацию осложняет первая любовь, разделенная, но не счастливая, поскольку славная, в общем, соседская девочка имеет явную склонность к инцесту. В конечном итоге измученные тяжкой обузой созревания детские души, не находя понимания ни у родителей, ни у педагогов (те и другие - вовсе не монстры, однако и те, и другие хуже чудовищ - равнодушны), прямо по Кингу, срываются с "лезвия бритвы".

Фильм хорош, умен, однако, как и всякая серьезная голливудская продукция, - слишком уж "вещь в себе" (чем, на мой вкус, и уступает, например, месхиевской "Американке", и пересматривания, и переосмысливания предполагающей), то есть рассказан и разыгран от корки до корки. Отсюда и благоприятное художественное впечатление, и невозможность "чтения после чтения" - все сказано в тексте.

В заключение, как говорится, "отдельное спасибо" Джоди Фостер, вложившей в ленту не только деньги, но и артистический дар. Ее небольшая роль увечной учительницы-святоши, как бы сошедшей со страниц Диккенса, стоит, быть может, всех остальных в этом фильме о детях, но для совершеннолетних зрителей.

Рецензия: В. Распопин