Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МОЕ КОРОЛЕВСТВО

гангстерская драма
Продолжительность: 112
Великобритания 2001
Режиссер: Дон Бойд
Продюсер: Нил Уэйсман, Габриела Бейкер
Сценарий: Ник Дэвис, Дон Бойд
В ролях: Ричард Харрис, Линн Редгрейв, Том Белл, Эмма Катерхуд, Эдан Гиллен, Луиза Ломбард, Пол МакГанн и др.
Музыка: Дейдре Гриббин, Саймон Ф
Оператор: Деволд Окема


18.03.2003

Отнюдь не скрывая своих намерений, авторы предварили картину эпиграфом из "Короля Лира" и выстроили ее почти в полном соответствии с бессмертной трагедией Шекспира. В самом деле, чем главный мафиозо современного Ливерпуля не король? Самый настоящий, только что в Тауэре не коронованный. Тауэр, правда, в Лондоне, да все же в туманном Альбионе, а не где-нибудь в Чикаго. Отчего бы и не иметь ливерпульскому Вито Корлеоне трех дочерей, не разругаться вусмерть с младшей, трагически-нелепо потеряв любимую жену и на той почве заработав манию преследования, не отдать, старшим царство да и не попасть, как кур в ощип, в лапы хищных наследниц - яблочки от яблоньки, как известно...

Все точно по Шекспиру, даже свой ослепленный Глостер имеется, вот шута нет. Вместо шута - малолетний внук-мулат: все соображает, но почти ничего не говорит. Боится. И правильно делает, потому как убьют его, сердешного, безжалостные головорезы одной из соперничающих старших сестер. Умирает, стало быть, будущее "семьи", а не ее прошлое, как то происходит в голливудском оригинале - в первой части "Крестного отца". Далее все всех убивают, сестрички Гонерилья и Регана аж сами друг друга режут и красиво затем распластываются, просто как Дон Жуан и Дона Анна, на паркете в шикарной кухне.

Все, значит, точно по Шекспиру - до самого финала. А вот в финале ни отец, ни младшенькая не погибают, но и в объятия друг друга не заключают, а подставив враждующие банды и дождавшись их самоистребления, печально оглядывают друг друга и необратимо расходятся в разные стороны, гонимые ветром, но солнцем не палимые. И то сказать: не Флорида, чай, а серый промышленный город Битлов и бандитов. Наверное, не погибают они потому, что уже погибли, так сказать, морально.

Даже не знаю, что еще написать. Все в Ливерпуле, естественно, продано, расхищено, пропито и пронюхано вместе с проститутками: честь, понимаете ли, совесть и наша эпоха, в которую жить стало лучше, жить стало веселей. Все в этом лироподобном фильме на самом деле состряпано под "Крестного отца", но много-много хуже. И все в этом фильме только "косит" под трагедию, по сути являясь затянутым гангстерским боевиком - кровища да блевотина. Так что если бы не сэр Ричард Харрис, с холодной уверенностью забывший и про Брандо, и про ДеНиро, и про Пачино... и про Лира, ни с ума не сошедший, ни красивых истин не выкрикивающий, а на шекспировского короля похожий лишь короной белоснежных растрепанных волос да, может быть, единым мигом небеса проклинающего отчаяния, с каким пережил единственное настоящее горе - смерть внука - и сделавший тем не менее и своего Лира, и своего Корлеоне... В общем, если бы не Харрис, не то что о трагедии - и о драме-то говорить бы не пришлось.

Ради Харриса, недавно покинувшего нас, и стоит посмотреть этот ничем иным не примечательный фильм, в котором авторы - ну, конечно, давно пора! - замахнулись, братцы, - а чем мы хуже Куросавы? - на самого Вильяма... э-э-э... Шекспира.

Рецензия: В. Распопин