драма Продолжительность: 112 США 2002 Режиссер: Джордж Клуни Продюсер: Эндрю Лазар Сценарий: Чак Баррис, Чарли Кауфман В ролях: Сэм Рокуэлл, Линда Томассоне, Дрю Бэрримор, Джордж Клуни,
Джулия Робертс, Рутгер Хауэр, Фред Сэвэдж и др. Музыка: Алекс Урман Оператор: Ньютон Томас Сигел
31.03.2003
Режиссерский дебют Джорджа Клуни, по-моему, оказался весьма
удачным. Фильм "Признания опасного человека", снятый им по
автобиографической книге (или, быть может, псевдоавтобиографическому
роману) популярного американского телеведущего Чака Барриса, получился
напряженным, интересным, драматичным и серьезным, что само по себе для
Голливуда - редкость.
Это типичная и для литературы, и для кино, и просто житейски
история пути наверх, пути трудного, неровного, изобилующего ловушками,
предательствами, разочарованиями и, как правило, утратой идущим не
только каких-либо иллюзий, но и самой человечности. Если мы оглянемся по
сторонам или просто денек посидим у телевизора, просматривая
бесчисленные ток-шоу, политические и новостные программы, то и поймем
это сами, без всяких подсказок со стороны писателей, художников или
мыслителей.
Путь наверх обычно оказывается дорогой в бездну. Герой картины
Джорджа Клуни, хорошо сыгранный Сэмом Рокуэллом (актерские работы в
фильме вообще удачны: хорош и сам Клуни, и Хауэр, и особенно Джулия
Робертс, сыгравшая совершенно неожиданную для слезливой красотки роль
беспринципной и бесчеловечной, жестокой киллерши), молодой талантливый
американец 60-х, гораздый на творческую выдумку, женолюб и вообще
отличный парень, для того чтобы сделать карьеру на телевидении, вынужден
принять условия, поставленные ему ЦРУ, и стать... киллером.
Так, десятилетиями развлекая миллионы зрителей яркими, но
пошловатыми программами и тем самым убивая в них живые души, Чак Баррис
еще и убивает некоторых из них в самом прямом смысле. С каждым таким
убийством он убивает что-то, никак не поддающееся полной гибели под
натиском омертвляющей профессии, и в самом себе. Герой стареет и
постепенно познает чудовищную истину: он - убийца не только тех полутора
десятков "врагов народа", которых пристрелил собственноручно, он -
убийца миллионов, растленных его молодежными телешоу.
Впрочем, быть может, в большей степени понимаем это мы, зрители,
наблюдая за восхождением - нет, за падением героя картины в бездну
бездуховности и предательства, за его расчеловечиванием, за
расчеловечиванием всей той цивилизации, по лекалам которой кроим теперь
собственные нищенские одежки.
Этот честный выпуск "За стеклом" надо бы посмотреть всем, вне
зависимости от пола и возраста, чтобы понять: не само по себе
телевидение (пресса, спецслужбы, пиво, кока-кола...) убивает человека,
разрушает семью, превращает и мужчин, и женщин в зомбированных
терминаторов, - его убивает цивилизация, лишенная культуры.