костюмная мелодрама Продолжительность: 120 Франция - Италия 1956 Режиссер: Жан Деланнуа Продюсер: Роберт Аким, Раймон Аким Сценарий: Жан Оренж, Жак Превер (по роману Виктора Гюго) В ролях: Джина Лоллобриджида, Энтони Куинн,
Ален Кюни, Роберт Хирш, Жан Дане, Жан Тиссье, Валентина Тиссье, Даниэль
Дюмон, Борис Виан, Филипп Клэй и др. Музыка: Жорж Орик Оператор: Мишель Кельбер
31.03.2003
Продукция "ОРТ-видео", так что качество лицензионной кассеты
оставляет желать лучшего. Сам же по себе фильм ученика знаменитого Кокто
Жана Деланнуа хорош, несмотря на еще большую в сравнении с
первоисточником мелодраматичность, на откровенное и, мягко говоря,
затянутое любование пышными статями Лоллобриджиды, на некоторую
прямолинейность - чтобы не сказать шаблонность - типажей и положений.
Последнее, впрочем, естественно - ведь и, простите за тавтологию,
р-романтический роман Гюго, сколь бы классическим он ни считался,
особенной глубиной психологизма не перегружен.
Фильм, как мне кажется, хорош прежде всего на уровне драматургии,
Жану Оренжу и Жаку Преверу удалось таким образом отсечь из
600-страничной книги все некинематографичное, что история, рассказанная
Гюго, будучи перенесена на экран, стала, пожалуй, даже удобоваримее,
нежели скучноватый по сегодняшним меркам роман. Вместе с тем, сценаристы
сумели сохранить и романтическую ауру, и основные сюжетные линии, и
своеобразную мрачноватую красоту - воспользуемся заглавием известной
картины М. Скорсезе - "эпохи невинности", явленную в бесхитростных
хитростях "злодев" и простоватом прямодушии "героев", в простоте нравов
парижских улиц, скорых и на неправую расправу, и на раскаяние, и на
сочувствие падшим.
Нет никакой необходимости обсуждать содержание картины более
подробно - историю невозможной любви "прекрасного урода" Квазимодо к
вольной цыганке, литературной современнице Кармен, Эсмеральде знают все
от мала до велика, если не из первоисточника, то уж точно - из
голливудских игровых и анимационных переделок (думается, переделок-то
прежде всего именно фильма Жана Деланнуа, а не книги Гюго) и, конечно,
благодаря пару лет назад нашумевшему в Европе (а у нас так и
продолжающего шуметь вовсю) одноименному мюзиклу.
Не буду здесь делать сравнения с последним старого художественного
фильма, - слишком уж разнятся жанры. Если же сравнивать его с
американской картиной, где Эсмеральду играла Салма Хайек, то, по-моему,
французский фильм во всех смыслах лучше (сказанное никак не обижает,
полагаю, поклонников Хайек - актерский уровень Лоллобриджиды не ниже и
не выше, а стандарты красоты - каждый это понимает - не более, чем
обычная синусоида, глядишь, завтра-послезавтра толстушки вновь войдут в
моду). Лучше и сам фильм: не картонный, не визажистский, являющий глазу
и быт, и костюм, и колорит, и монументальное искусство, и сам воздух
эпохи Возрождения; лучше (в целом) и актерские работы. Прежде всего - в
лице Энтони Куинна, играющего своего рода "веселого нищего", да,
униженного и оскорбленного, но и легкого, сильного, подвижного... я бы
сказал: веселого, но, конечно же, нет, не веселого - но и не
задыхающегося под многокилограммовыми слоями грима, как задыхался под
ними исполнитель роли Квазимодо в голливудском кино.
Старый французский "Собор...", будучи, в общем-то, как и роман
Гюго, не более чем хорошо костюмированной мелодрамой, помимо
замечательно точной работы сценаристов, интересен более всего
кропотливой работой художников и костюмеров, как мне думается,
воссоздавших историческую, и романтическую, и собственно романную эпоху
с той точной мерой исторической правдивости и кинематографической
условности, которая уже сама по себе приковывает зрительское внимание и
не дает полувековой давности жанровой картине сколько-нибудь серьезно
устареть. Иными словами - возводит ее в ряд пусть не высокой, но
безусловной классики, каковой "Собор Парижской Богоматери" Жана Деланнуа
и является без всякого сомнения.