драматический триллер Продолжительность: 108 США 1950 Режиссер: Билли Уайльдер Продюсер: Чарлз Брэккетт Сценарий: Чарлз Брэккетт, Билли Уайльдер, Д.М. Маршман-мл. В ролях: Глория Свенсон, Уильям Холден,
Эрих фон Штрогейм, Нэнси Олсен, Фред Кларк, Сесиль де Милль, Бастер
Китон, Рэй Ивэнс и др. Музыка: Франц Уоксман Оператор: Джон Сайи
31.03.2003
Признанная классика Голливуда, картина Билли Уайльдера "Бульвар
Сансет", начавшись и завершаясь, как черный роман, по сути является
чистой драмой из жизни кинозвезд. Сходить со сцены для актера
(режиссера, спортсмена, вообще - хотя, быть может, и в меньшей степени -
для любого хорошего профессионала) - всегда драма, а то и трагедия, но
это драма личная. Схождение с исторической сцены целого искусства, да
еще такого, как кинематограф, то есть искусства-производства, - драма
социальная, своего рода общественный катаклизм.
Такой драмой (а для иных художников и трагедией) стало появление
звукового кино, разом перечеркнувшее дело жизни и карьеру многих и
многих больших мастеров, не говоря уж о кинодивах. Мало кто не знает, с
каким неимоверным трудом лучшие из них входили в новую эру
кинематографа. Выжить удалось единицам.
Картина Уайльдера "Бульвар Сансет" - о тех, кому не удалось.
Это история о том, как временно выпавший из обоймы и обнищавший
сценарист, спасаясь от налоговых служб, случайно попадает в мрачный
особняк, принадлежащий старой кинодиве Норме Десмонд, некогда
небезуспешно соперничавшей с Гарбо. Состоятельная мадам, пребывающая в
собственном замке, как в мире грез, обслуживаемая вышколенным
мажордомом, сочиняет бесконечный сценарий "Саломеи", в надежде на
триумфальное возвращение. Отнюдь не будучи глупой, самовлюбленная дива
ухватывается за подвернувшегося сценариста, мужчину молодого и
пригожего, соблазняет его солидными гонорарами, одевает с ног до головы,
в конце концов укладывает в собственную постель - все, конечно, прежде
всего ради того, чтобы вновь поразить толпу, вновь насладиться сиянием
софитов, вновь появиться на первых страницах газет. Сценарист же -
настоящий, голливудско-хемингуэевский мужик-американец - страшно
переживает навязанную ему роль альфонса, влюбляется в молодую служащую
студии "Парамаунт", тайком убегает из дому по ночам, чтобы сочинять
вместе с девушкой сценарий, в итоге переживает глубокую драму любви,
совести и самолюбия и погибает, застреленный ревнивой, не допускающей
никакого соперничества кинодивой. Бывшая звезда вновь попадает под лучи
софитов и в объятия репортеров, кажется, теперь уже решительно не
понимая - предметом КАКИХ репортажей на первых полосах газет она теперь
сделается.
Драма трех самолюбий, соперничество трех гордынь и трех актеров (в
эпизодических ролях картины заняты многие другие старые звезды, в том
числе режиссер Сесиль де Милль и великий комик Бастер Китон). Лучший из
всех - безусловно Эрих фон Штрогейм, один из крупнейших режиссеров
немого кино ("Алчность") и актер, сыгравший ряд знаковых ролей в мировом
кино ("Великая иллюзия" Ж. Ренуара и др.). Штрогейм исполняет здесь роль
вышколенного дворецкого кинодивы, а некогда ее первого мужа и первого
режиссера. Работа Штрогейма - траги-сатирическая, во многом
автобиографическая фреска - безусловно ярчайшая в картине, на порядок
лучшая даже броской, сочной работы знаменитой звезды немого кино Глории
Свенсон, играющей здесь тоже как бы самое себя.
Думается, роль дворецкого Бэрримора ("Собака Баскервилей" из
отечественного сериала "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона") в
исполнении А. Адабашьяна - не что иное, как откровенный и чуть-чуть
пародийный благодарный прощальный поклон герру Штрогейму.
Страшное это дело - пережить самого себя. Особенно в искусстве.
Классический фильм Билли Уайльдера, известного нам прежде всего в
качестве комедиографа ("В джазе только девушки"), с неожиданной для
Голливуда силой и глубиной решает эту вечную и вечно болезненную тему.