комедия Продолжительность: 101 Франция 1989 Режиссер: Ален Рене Продюсер: Морен Карпиц Сценарий: Жюль Фейффер В ролях: Жерар
Депардьё, Адольф Грин, Линда Лавен, Мишлин Пресль, Джон Эштон, Лора
Бонсом, Джеральдина Чаплин и др. Музыка: Джон Кандер Оператор: Чарли ван Дамм
02.04.2003
Мастер философской драмы и сложных символических коллажей, Ален
Рене на этот раз предлагает зрителям социальную комедию положений и
вновь доказывает, что мастеру подвластны все жанры.
"Я хочу домой" - ироническая история о современных американских
деятелях массовой культуры и европейских, как бы это помягче сказать,
околокультурных и столь же околонаучных работниках.
Знаменитый заокеанский комиксодел, ворчливый старикан (и чего, в
самом деле, я не видел в этой Европе?) со своей еще моложавой супругой,
тоже художницей, подвизающейся на этом углу "просветительской нивы", а в
прошлом - сотрудницей самого Диснея, приезжают в Париж в качестве
почетных гостей высокого собрания карикатуристов и комиксоделов "всех
стран, соединяйтесь". В Париже уже несколько лет обитает непокорная дочь
старикана, сбежавшая от отца, что называется, из большой к нему любви, а
из Америки - потому как ну что может американский маскульт в сравнении с
высокой (и где она?) культурой старушки Европы... Дочурка учится в
университете, у некоего профессора-американомана (Депардьё), которому
она безуспешно пытается сдать курсовую. Профессор страсть как обожает
творчество ее папаши. А может, и не так уж обожает творчество, как
американский стиль жизни...
Ну вот, дочка не хочет встречать отца и опаздывает к самолету,
папаша изводит супругу сакраментальными "быть или не быть" воссоединению
семьи, профессор носится с комиксоделами, как наседка с цыплятами, мать
профессора - та еще дамочка, как говорят, со следами былой красоты, -
принимает гоп-компанию французских и американских друзей импозантного
сынка в своем особняке. Который они, не без причины возревновав
собственных жен друг другу, коллективно и рагромили.
Жена комиксодела, предварительно доказав ничуть не меньший, нежели
мужнин, талант рисовальщицы разных там Банни и Маусов и насмерть поразив
тем самым восторженное сердце профессора-американомана, тает в мощных
объятиях персонажа Депардьё, комиксодел, попереживав измену благоверной,
успокаивается на мосластых коленях его мамочки, дочурка же, так и не
сумев всучить разочаровавшему ее ранимую франкоманскую душу профессору
курсовую, переоценивает человечество и самое себя и отчаянно решает
возвратиться в родные пенаты.
Меж тем доведенный до предынфарктного состояния папочка неожиданно
обнаруживает горделивое свободолюбие, житейскую мудрость и верное
понимание старой истины, гласящей: будь проще, и люди к тебе потянутся,
- сбегает из гостеприимного профессорского дома, дабы хоть на
кукурузнике, но улететь домой - "Я хочу домой!", дома и солома едома! -
однко, не зная по-французски, извините, ни мерси, ни шерше, до колик
развлекает смешливых окрестных французов биением себя в грудь под
однообразное бормотание, френдс, мол, мне надыть авиа, авиа. И лишь в
последний момент вспомнив другую известную истину, гласящую, что, мол,
все проходит, милый Августин, а только песня остается с человеком, и
перебрав, подобно говорящему коту Полуэкту ("Понедельник начинается в
субботу" братьев Стругацких), с полсотни припевов популярных в "года
былинные" шлягеров, настраивает-таки довечивых французов на "дружба,
фройндшафт".
Чистая Чаплиниада, причем одинаково блестяще спародирован и ранний,
и поздний Чаплин, и сатира, и лирика, да и весь наш мир-театр, в смешном
грустный, в печальном смешной.
Таков же и финал: домой, в Америку, возвращаются жена комиксодела и
его дочь-франкоманка. Сам же он, яростный американец, остается с
мамочкой профессора: тихо тут, ребята, воздуха много и люди такие
славные эти простые французы - про паровоз поют.
Ну, совершенно по Высоцкому: "Хорошо, что вдова все смогла
пережить, / Приютила меня и взяла к себе жить".
Замечательный, совершенно французский фильм, тонкий, остроумный,
пародийный, художественно безупречный и исполненный светлой грусти: се -
человек!