Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





Я ХОЧУ ДОМОЙ

комедия
Продолжительность: 101
Франция 1989
Режиссер: Ален Рене
Продюсер: Морен Карпиц
Сценарий: Жюль Фейффер
В ролях: Жерар Депардьё, Адольф Грин, Линда Лавен, Мишлин Пресль, Джон Эштон, Лора Бонсом, Джеральдина Чаплин и др.
Музыка: Джон Кандер
Оператор: Чарли ван Дамм


02.04.2003

Мастер философской драмы и сложных символических коллажей, Ален Рене на этот раз предлагает зрителям социальную комедию положений и вновь доказывает, что мастеру подвластны все жанры.

"Я хочу домой" - ироническая история о современных американских деятелях массовой культуры и европейских, как бы это помягче сказать, околокультурных и столь же околонаучных работниках.

Знаменитый заокеанский комиксодел, ворчливый старикан (и чего, в самом деле, я не видел в этой Европе?) со своей еще моложавой супругой, тоже художницей, подвизающейся на этом углу "просветительской нивы", а в прошлом - сотрудницей самого Диснея, приезжают в Париж в качестве почетных гостей высокого собрания карикатуристов и комиксоделов "всех стран, соединяйтесь". В Париже уже несколько лет обитает непокорная дочь старикана, сбежавшая от отца, что называется, из большой к нему любви, а из Америки - потому как ну что может американский маскульт в сравнении с высокой (и где она?) культурой старушки Европы... Дочурка учится в университете, у некоего профессора-американомана (Депардьё), которому она безуспешно пытается сдать курсовую. Профессор страсть как обожает творчество ее папаши. А может, и не так уж обожает творчество, как американский стиль жизни...

Ну вот, дочка не хочет встречать отца и опаздывает к самолету, папаша изводит супругу сакраментальными "быть или не быть" воссоединению семьи, профессор носится с комиксоделами, как наседка с цыплятами, мать профессора - та еще дамочка, как говорят, со следами былой красоты, - принимает гоп-компанию французских и американских друзей импозантного сынка в своем особняке. Который они, не без причины возревновав собственных жен друг другу, коллективно и рагромили.

Жена комиксодела, предварительно доказав ничуть не меньший, нежели мужнин, талант рисовальщицы разных там Банни и Маусов и насмерть поразив тем самым восторженное сердце профессора-американомана, тает в мощных объятиях персонажа Депардьё, комиксодел, попереживав измену благоверной, успокаивается на мосластых коленях его мамочки, дочурка же, так и не сумев всучить разочаровавшему ее ранимую франкоманскую душу профессору курсовую, переоценивает человечество и самое себя и отчаянно решает возвратиться в родные пенаты.

Меж тем доведенный до предынфарктного состояния папочка неожиданно обнаруживает горделивое свободолюбие, житейскую мудрость и верное понимание старой истины, гласящей: будь проще, и люди к тебе потянутся, - сбегает из гостеприимного профессорского дома, дабы хоть на кукурузнике, но улететь домой - "Я хочу домой!", дома и солома едома! - однко, не зная по-французски, извините, ни мерси, ни шерше, до колик развлекает смешливых окрестных французов биением себя в грудь под однообразное бормотание, френдс, мол, мне надыть авиа, авиа. И лишь в последний момент вспомнив другую известную истину, гласящую, что, мол, все проходит, милый Августин, а только песня остается с человеком, и перебрав, подобно говорящему коту Полуэкту ("Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких), с полсотни припевов популярных в "года былинные" шлягеров, настраивает-таки довечивых французов на "дружба, фройндшафт".

Чистая Чаплиниада, причем одинаково блестяще спародирован и ранний, и поздний Чаплин, и сатира, и лирика, да и весь наш мир-театр, в смешном грустный, в печальном смешной.

Таков же и финал: домой, в Америку, возвращаются жена комиксодела и его дочь-франкоманка. Сам же он, яростный американец, остается с мамочкой профессора: тихо тут, ребята, воздуха много и люди такие славные эти простые французы - про паровоз поют.

Ну, совершенно по Высоцкому: "Хорошо, что вдова все смогла пережить, / Приютила меня и взяла к себе жить".

Замечательный, совершенно французский фильм, тонкий, остроумный, пародийный, художественно безупречный и исполненный светлой грусти: се - человек!

Рецензия: В. Распопин