Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МУШКЕТЕР

Костюмный боевик
Продолжительность: 100
США - Евросоюз 2000
Режиссер: П. Хаймс
Продюсер: М. Диамант
Сценарий: Ж. Куэнтан, Ф. Циолковский
В ролях: К. Денёв, М. Сувари, С. Ри, Т. Рот, Дж. Чамберс, Н. Моран, Б. Тричер, Д. Макси, С. Спирс
Музыка: Д. Арнолд
Оператор: П. Хаймс


25.07.2002

Зачем сделан этот экзерсис на мушкетерскую тему, - надо полагать, не сможет ответить даже режиссер фильма. Разве что ради двух-трех трюковых эпизодов, снятых действительно здорово. В остальном лента представляет собой даже не вольную импровизацию на тему романа Дюма, а чистую отсебятину, драматургически беспомощную, актерски невыразительную, вообще без какого-либо подобия смысла.

Ришелье здесь столь же слабая карта, как и Луи XIII, старая королева - заложница не политики и даже не любви, а инфернального злодея, монстра, рецидивиста в черном, которого боятся вообще все персонажи картины, кроме д' Артаньяна, и который, как и полагается, в конце-концов получает свое. Д' Артаньян же пускается в свой крестовый поход еще младенцем (из чувства мести, сему персонажу по роману не знакомого), будучи, как и его отец, воспитанником бессмертного старика Планше, отнюдь не толстого жизнелюбивого парня-пикардийца, а мэтра-фехтовальщика, обучавшего этому искусству чуть ли не самого де Тревиля. Мушкетеров, равно как и их дружбы (собственно того, что сделало роман Дюма бессмертным) в фильме нет и в помине, те же, кто, изображая Атоса, Портоса и Арамиса, надрываясь кричат: 'Один за всех и все за одного!' (замечу в скобках, что в романе этого знаменитого девиза нет, вероятно, он придуман кем-то из первых экранизаторов книги), - представляют собой не младших детей из дворянских семей, а пьяную, грязную, заросшую щетиной солдатню. Констанция поименована Франческой, здесь она не жена трусливого Бонасье, а его племянница, к которой обрюзглый трактирщик недвусмысленно пристает. Девица она вполне современная, хоть и в длинном платье, и своего (то есть д' Артаньяна) не упускает.

Сюжет фильма пересказать невозможно, поскольку его попросту нет. Нет ни истории с подвесками, ни военной карьеры героя, ни дуэлей как таковых, ни даже любви. Есть трактирные грязные драки, полуголые сцены в ванне и на реке, есть также взятие на время объединившимися мушкетерами провинциального замка, где содержатся в плену у злодея в черном королева и Франческа. Палят пушки, взрываются бочки с порохом, суетливо мелькают шпаги, загоняются лошади... А зачем - вряд ли, как говорилось выше, ответит даже режиссер этого без сомнения дорогостоящего и совершенно никчемного боевика, профанирующего пусть и массовую, но, как уже показало время, великую литературу для юношества.

А впрочем - может, как раз затем, чтобы профанировать, чтобы до конца выбить из человечества XXI века последнюю тягу к высокому, последние воспоминания о дружбе, бескорыстии, чести.

Рецензия: Виктор Распопин