Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧИТАЙ ПО ГУБАМ

криминальная мелодрама
Продолжительность: 114
Франция 2003
Режиссер: Жак Одьяр
Продюсер: Филипп Каркассон, Жан-Луи Ливи
Сценарий: Жак Одьяр, Тонино Бонаквисто
В ролях: Венсан Кассель, Эммануэль Дево, Оливье Гурме, Оливия Бонами, Оливье Перрье, Серж Бутлерофф и др.
Музыка: Александр Десплат
Оператор: Матьё Вадепьед


09.04.2003

Французский ответ российской картине "Страна глухих" и немецкой "За гранью тишины" показался мне не слишком удачным, несмотря на безусловно запоминающуюся актерскую работу Эммануэль Дево. Актриса хороша, как всегда интересен и Венсан Кассель. Сам же фильм, начинающийся как социально-психологическая драма, как драма некрасивой, почти глухой женщины на середине четвертого десятка, всю жизнь проводящей на службе, сказать по-нашему - изо всех сил пашущей на нечистоплотных мужиков - хозяев жизни, неожиданно встречающей свою любовь в лице только что вышедшего из тюрьмы молодого вора... Сам же фильм, говорю, к сожалению, скатывается в скучноватый, затянутый симбиоз мелодрамы и окологангстерского боевика, поскольку психологию тянет на себе одна Дево, а сценарий и камера большую часть времени следят за всеми нами тысячу раз виденными, а здесь к тому же сделанными не слишком выразительно криминальными играми, в которые ни героиня, ни настроившийся на серьезный "труд души" зритель играть вовсе не хотят.

В итоге складывается впечатление, подмеченное и автором аннотации, напечатанной на коробке видеокассеты: "Она учит его хорошим манерам, он ее - плохим". Он научил - втянул ее в "опасные связи" конца тысячелетия. Она? Чему-то научила его, чем-то просветлила темную грешную душу преступника? Или отыграется потом? Все сказанное должно домысливаться зрителем. Но вот будет ли?

Или, может быть, все не так? Никто никого ничему не учит да и не может научить - так складывается жизнь в этом мужском мире: жена да прилепится к мужу своему. Пока "мужа" мордуют, что твоего Бонда, по подозрению в краже гангстерских сумасшедших денег, "жена" эти деньги для "мужа" крадет, даже и не надеясь, что когда все благополучно закончится, он останется с ней. Но может быть, и останется - фильм заканчивается скромной эротической сценой в машине, где 35-летняя глухая некрасавица получает наконец свою долю женского счастья в объятиях измордованного преступника. Может быть, и в качестве благодарности.

Финал безусловно открытый. Вопрос - КУДА открытый.

Интересно, что едва ли не все фильмы последнего десятилетия, за исключением костюмных, вне зависимости от жанра, показывают одно и то же: криминальный мир. Только ли пресловутая сытая западная жизнь тому причиной? Не пропал ли в нашем мире сам смысл НОРМАЛЬНОЙ человеческой жизни и созидательной работы, так сказать, для будущего? Ведь если это так - мы пропали, всё пропало, мироздание наше (и для нас) пропало.

Интересно и другое: самые разные художники все чаще и чаще обращают внимание на людей с разнообразными уродствами, физическими и психическими недостатками. Только ли пресловутая политкорректность тому причиной? Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что в складывающейся общей картине современного западного (и, конечно, нашего тоже) искусства достаточно отчетливо прорисовываются черты даже уже не "Заката Европы" и не "Сумерек богов", а явного распада цивилизации, созданной белой расой, или, по крайней мере, индо-европейской культуры?

Сказано же: "Читай по губам". ЧТО читать?..

Рецензия: В.Распопин