драматический боевик Продолжительность: 110 Россия 2003 Режиссер: Николай Стамбула Продюсер: Максим Федосеев Сценарий: Эдуард Володарский, Сергей Братчиков В ролях: Владимир Волга, Ольга Чурсина, Евгений Косырев,
Александр Балуев, Сергей Гармаш, Федор Смирнов, Михаил Жигалов и др. Музыка: Артемий Артемьев Оператор: Радик Аскаров
09.04.2003
Двойственное впечатление производит этот фильм. С одной стороны,
смотрится он очень хорошо, с интересом и, так сказать, доступно, "добрым
словом" поминает не только предшествующие отечественные ленты последних
лет, но и такую классику нашего кино, как, например, "Баллада о
солдате". С другой же стороны...
Молодой симпатичный, но покуда, кажется, не слишком умелый актер
Владимир Волга, рисуя своего героя как нечто среднее между Рэмбо и
Братом, обещает стать образцом для подражания "правильным" мальчишкам и
в ближайшем будущем заступить место трагически погибшего Сергея Бодрова.
Юная Ольга Чурсина выглядит вполне подстать Волге - ровно такой, какой
должна быть настоящая девчонка, будущая верная жена солдата и мать его
"правильных" сыновей.
Ощущение такое, что фильм Николая Стамбулы, вообще-то
рассказывающий о потерянном нашем обществе, о подлой, продажной
чеченской войне, в качестве основной содержательной альтернативы всему
этому безобразию оживляет чуть скучноватые, но опять же "правильные"
патриархальные римские "доблести" доимперской эпохи.
Несвоевременно, конечно, по зрелому-то размышлению. Точнее, поздно
и бессмысленно. Что и подтверждают своими ролями опытные и любимые
зрителем Сергей Гармаш и Александр Балуев - здоровенные мужики, в
бессилии опускающие готовые дать отпор любому внешнему врагу кулаки. Где
он, враг? Кого "порвать, как грелку"? Куда ни ударь - пустота, или -
того хуже - попадешь в самого себя.
И все же авторское и зрительское сочувствие сосредоточено главным
образом не на стороне персонажей Гармаша, играющего отца погибшего в
Чечне молодого десантника, и Балуева, исполняющего роль российского
генерала, командующего в краю под прозванием "Добро пожаловать в Ад"
нашими братьями-Рэмбо (Лебедя, что ли, или, как его бишь, Шаманова?).
Правильно - ребятишки, их судьбы должны занимать нас сегодня и всегда.
Они, ребятишки, гибнут в аду, они даже и не очень рвутся оттуда, в тот
рай, где ждущие их сестры и невесты купают в прозрачной, как фатой,
принакрытой утренней дымкой, среднерусской речке "красного коня". (В
Чечне воевать - не "Белое солнце пустыни" в сотый раз пересматривать.)
Потому что там же живут и их отцы, те, что в бессилии опустили крепкие
кулаки, готовые дать отпор любому внешнему врагу, ну, так, как они
делали это, например, в 1968-м, в Чехословакии... И тогда - никакой это
не рай, родительский дом, а преддверие ада, где "вьются бесы" - пьяные и
рыхлые новые хозяева жизни.
Отцы в этом мире порядка не установили. И не установят. Их кулаки
навсегда отбиты Прагой и Афганом. Дедам, почти поголовно полегшим в
Великую Отечественную, морально было легче - знали, с кем воюют, знали,
за что воюют.
За что воюет герой В. Волги? За то, чтобы в конечном счете навести
порядок дома, чтобы превратить преддверие ада в преддверие рая? Может
быть.
Но может быть, прежде всего за самоутверждение, для того, чтобы
"порвать, как грелку" всех этих новых "мелких бесов" - и стать хозяином
самому.
Каким хозяином он станет (если станет), новый русский брат Рэмбо?
Это ведь мы с Николаем Стамбулой и Эдуардом Володарским (нет, читатель,
я не набиваюсь к мастерам в собутыльники, "мы" в данном случае означает:
"рожденные в года глухие"), мы, говорю, кое-что читали про доимперские
римские "доблести", мы - не он.
P.S. Картина называется "Марш-бросок". Название это ни о чем не
говорит и не соответствует содержанию фильма, который следовало бы
озаглавить "Война и мiръ". Именно так, с "и с точкой" и с ером. Лев
Николаевич не обиделся бы, поскольку обижался только на Шекспира, и
потому еще, что тоже ведь пропагандировал патриархальные доблести
доимперского Рима, ну, Третьего разве что.