Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




МАЛЫШ

комедийная мелодрама/сентиментальная комедия
Продолжительность: 69
США 1921
Режиссер: Чарлз Спенсер Чаплин
Продюсер: Чарлз Спенсер Чаплин
Сценарий: Чарлз Спенсер Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Джекки Куган, Эдна Первиенс, Карл Миллер, Том Уилсон, Монти Белл, Генри Бергман, Сидней Чаплин, Альберт Остин, Чарлз Рейснер и др.
Музыка: Чарлз Спенсер Чаплин, Эрик Роджерс
Оператор: Роланд Тотеро


09.04.2003

Первый полнометражный, оттого в какой-то мере подражательный и разностильный фильм Чаплина. Фильм, конечно, замечательный и по разработке основной темы, и в ряде эпизодов, и в иных мгновенных деталях, схваченных с истинной гениальностью (например, растоптанные каблуками жениха свадебные лилии, символизирующие чистоту и невинность невесты).

Тем не менее есть у "Малыша", как мне представляется, очевидные недостатки. Прежде всего идея о том, что жизнь не есть трагедия или комедия, а драма, или трагикомедия, идея, последовательно развиваемая Чаплином во всех его зрелых работах, здесь подана в слишком уж лобовом столкновении эксцентрических эпизодов в жанре комедийного боевика с эпизодами жестоко мелодраматическими, в духе гриффитовских "Сломанных побегов". Такое смешение, поданное в темпе калейдоскопического чередования разностилевых сцен, затрудняет естественное дыхание текста, делает его прерывистым, лихорадочным. И, соответственно, не позволяет достаточно точно определить жанр картины, поскольку драматическое, лишь возникнув, тут же сменяется гротесковым и бурлескным, а последнее без остановки перепрыгивает в сентиментальное.

Совершенно откровенное мелодраматическое обрамление фильма (от стартовой сцены ада на земле, где страдающая мать-одиночка решается подкинуть новорожденного сына в чужой шикарный автомобиль, до заключительных кадров, в которых она же - теперь богатая знаменитая артистка, давным-давно раскаявшаяся в своем проступке и в течение всей картины следящая за судьбой сына, - возвращает малыша вместе с подобравшим и вырастившим его безработным в земной рай родительского дома), пожалуй, все же перевешивает комическое, несмотря даже на сцену, предшествующую концовке и откровенно ее пародирующую - сон безработного, в котором он видит самого себя и всех персонажей картины в раю небесном, отличающемся от улиц реального нищего квартала только чистотой, цветами на газонах да тяжелыми белыми крыльями за плечами его обитателей, ведущих себя, однако, совершенно так же, как ведут они себя в земном аду. Это, может быть, лучший комический эпизод фильма, кстати сказать, пролонгированный в истории Голливуда до сегодняшнего дня: чешущиеся, осыпающиеся в драке или в результате линьки огромные ангелические крылья неоднократно используются в совершенно чаплиновском варианте многими кинематографистами, взять хоть, например, ангела, созданного несколько лет назад Траволтой. Почти все остальные комические сцены, в сущности, воспроизводят балетно-кулачные эпизоды из ранних чаплиновских короткометражек, не внося в них никаких изменений.

Хорош же "Малыш" прежде всего несомненно автобиографической сюжетной линией, рассказывающей о взаимоотношениях безработного, подобравшего младенца на помойке (куда того подбросили воры, укравшие автомобиль сразу после того, как одинокая мать его оставила) с его питомцем. Пять лет растит герой Чаплина мальчишку, смешно и грустно качает и кормит его, изготавливает ему стульчак... Еще более смешно и грустно выглядят отец и сын, когда подросший ребенок в тонкостях копирует поведение отца, его манеры, когда они по очереди готовят затрак или ходят на работу, лучше сказать - "на дело": парнишка вышибает камнями окна и дает стрекача, а отец, "закосив" под стекольщика, зарабатывает мелочь, вставляя в них новые, очевидно, украденные стекла.

Автобиографичность этой сюжетной линии подчеркивается не только блестящим копированием юным актером Джекки Куганом манеры поведения, жестикуляции и даже походки Чаплина, но и окружением героев, бытовой обстановкой, в свою очередь, скопированной с бедняцких лондонских кварталов конца XIX века. Помимо сказанного, эпизоды веселого нищенства двух одиноких сердец, комические и сентиментальные одновременно, безусловно отсылают зрителя к классической английской литературе образца диккенсовского "Оливера Твиста" или гринвудовского "Маленького оборвыша".

Но не стоит забывать - да Чаплин и не позволяет! - о том, что действие "Малыша" происходит в Америке, в ХХ веке, к тому же в 21-м году, то есть сразу по окончании Первой мировой войны. На протяжении фильма настроение персонажей неизменно улучшается, небо над их головами, сам воздух, вся вообще аура мироздания очищаются, нарастают по восходящей - к закономерному хэппи энду.

Что в итоге? Комом ли первый полнометражный "блин"? Смотрится ли он сегодня, по прошествии более чем восьми десятилетий после выхода на экраны?

Конечно же, смотрится, да еще как! Конечно же, несмотря на все стилистические недочеты, в целом фильм удался - всего лишь за семьдесят минут гениальному художнику удалось рассказать если не роман, то полноценную повесть, полную печали и юмора, остросюжетную и одновременно глубоко лирическую, разыграть целую человеческую жизнь- все того же, давно известного, а в чем-то еще и не знакомого бродяги, несчастного, обездоленного, но и неунывающего, крепко стоящего на ногах маленького человека с доброй душой и мужественным сердцем. Человека, подобравшего на помойке брошенного младенца и вырастившего из него такого же мужественного и жизнелюбивого маленького человечка, которому, надо думать, не страшны уже никакие испытания - даже испытание сытой жизнью в богатом материнском доме.

Рецензия: В. Распопин