социальная драма с элементами триллера Продолжительность: 112 Таиланд 2002 Режиссер: Маноп Йенйераскул Продюсер: Висуте Пульворалакс Сценарий: Маноп Йенйераскул В ролях: Чалат На-Сонгкупа, Порнчаи Хонграттанапорн,
Сахатчаи Чумрум, Терават Млувилаи, Касама Мусикул и др. Музыка: Чатчаи Понгпрапахун Оператор: Таниссапонг Саспуманон
21.04.2003
Таиландское кино в последние годы переживает подъем. Несколько
недавних лент, в основном в жанре исторического и драматического
боевика, о том свидетельствует. В еще большей степени о том же
свидетельствует жестокая социальная драма "Выродки", рассказывающая
старую, как мир, но оттого не менее напряженную историю про тюрягу.
Попавши в тюрьму (за дело ли, по случайности или неосторожности),
не думай, что возвратишься оттуда как ни в чем не бывало. Нельзя войти в
одну и ту же воду дважды. Из тюрьмы возвращается ДРУГОЙ человек, и
возвращается он в ДРУГОЙ мир. И еще: нигде и никогда тюрьма никого не
излечивала, это - не медицинское учреждение. Тюрьма призвана добивать
остатки человечности. Кажется, тюрьма призвана еще и стать родным домом
для тех, кто не в ладах с миром. Тем страшнее, когда в нее попадают
люди, не до конца испорченные.
Герой картины лишается свободы за лихачество на автомобиле, в
результате которого погиб человек. Его приговаривают к трехлетнему
заключению. Выходит он через полтора года только потому, что с первого
же дня становится сотрудником тюремного начальства, иначе говоря -
доносчиком.
Первая проблема, над которой предлагает поразмышлять фильм, -
предательство. И первый вопрос: можно ли рассматривать действия героя
именно как предательство?
Нет, как будто бы, ведь в конечном итоге герой никого не предает,
наоборот, завоевав доверие тюремного начальства, помогает выйти на
свободу сидящим безвинно, а настоящих головорезов отправляет в ловушку.
И - да, потому что все, кто находится в таиландской тюрьме, - преданы.
Потому что все, даже вышедшие на волю, все равно навсегда остаются в
тюрьме. Ее нельзя вычеркнуть из жизни. Как нельзя вычеркнуть из своей
судьбы предательства, даже вроде бы праведного предательства. А предают
все всех, и мир предает своих оступившихся собратьев, отправляя их в
безвоздушное пространство зоны, ничуть не иначе, нежели две тысячи лет
назад ученик предал своего Учителя. Ведь отчего предал, за что? За
тридцать серебряных монет? О нет - оттого предал, что без пророков в
отечестве спокойнее. Но и преступник тоже ведь предает окружающих. А те,
кто охраняют нас от преступников? Они, быть может, жертвы пенетенциарной
системы еще в большей степени, нежели узники. Ибо, как говорит начальник
тюрьмы герою: вы свое отсидите - и выходите отсюда, а мы остаемся в этом
аду всю жизнь, потому что здесь наша работа.
Другая тема фильма - тема самосохранения живой души в
нечеловеческих условиях заключения. Несмотря на то, что нет здесь
никакого локального Чикаго 20-х годов, нет каст, множества громил с
заточками, нет, словом, всего того, что составляет голливудскую тюремную
экзотику, а есть лишь баланда, гомосексуализм, карцеры и жуткие эпизоды
расстрелов смертников, безвоздушная атмосфера зоны угнетает не только
героя, но и зрителей. Этот вакуум гуманности, ощутимый почти физически,
вероятно, и есть и основная тема, и наиболее сильная сторона "Выродков".
Совершенное уж сгущение безвоздушного пространства, непосредственно
предшествующее взрывному финалу, определяется не слишком, быть может,
оригинальным, зато глубоко продуманным и точным драматургическим ходом,
когда начальник тюрьмы, отнюдь не издевавшийся над заключенными, но
исполнявший свою работу по-военному четко, а оттого как бы вдвойне
бездушно, вынужден поменяться местами с главным героем и на себе
испытать, что такое быть заключенным. Интереснее всего, что решительно
не изменившись психологически, он продолжает воспитывать тех, кого
воспитывал и раньше, будучи в мундире.
Кто проигрывает в этом фильме, кто выигрывает?
Проигрывают все, ибо на то она и тюрьма - чтобы не лечить, а
калечить, маргиналов превращать в истериков, истериков - в шизофреников,
шизофреников - в закоренелых уьийц, убийц - в трупы. А вместе с ними
заставлять задыхаться и тех, кто поставлен обществом охранять нас от
них. Выигрываем ли что-нибудь от этого мы? А общество?
Если и мы не выигрываем, то как же тогда быть с теми, кто угрожает
нашим жизням?
Вопросы, не решенные в пределах этого фильма и, может быть,
неразрешимые в принципе. Но нигде, никогда и никем не снимающиеся.
А фильм хорош и потому что сделан всерьез (и сделан сильно), и
потому что не боится вновь задавать мучительные вопросы без ответов...
Кстати, кто в картине выродки - зэки, охранники, вообще люди?..