Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВЫРОДКИ

социальная драма с элементами триллера
Продолжительность: 112
Таиланд 2002
Режиссер: Маноп Йенйераскул
Продюсер: Висуте Пульворалакс
Сценарий: Маноп Йенйераскул
В ролях: Чалат На-Сонгкупа, Порнчаи Хонграттанапорн, Сахатчаи Чумрум, Терават Млувилаи, Касама Мусикул и др.
Музыка: Чатчаи Понгпрапахун
Оператор: Таниссапонг Саспуманон


21.04.2003

Таиландское кино в последние годы переживает подъем. Несколько недавних лент, в основном в жанре исторического и драматического боевика, о том свидетельствует. В еще большей степени о том же свидетельствует жестокая социальная драма "Выродки", рассказывающая старую, как мир, но оттого не менее напряженную историю про тюрягу.

Попавши в тюрьму (за дело ли, по случайности или неосторожности), не думай, что возвратишься оттуда как ни в чем не бывало. Нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Из тюрьмы возвращается ДРУГОЙ человек, и возвращается он в ДРУГОЙ мир. И еще: нигде и никогда тюрьма никого не излечивала, это - не медицинское учреждение. Тюрьма призвана добивать остатки человечности. Кажется, тюрьма призвана еще и стать родным домом для тех, кто не в ладах с миром. Тем страшнее, когда в нее попадают люди, не до конца испорченные.

Герой картины лишается свободы за лихачество на автомобиле, в результате которого погиб человек. Его приговаривают к трехлетнему заключению. Выходит он через полтора года только потому, что с первого же дня становится сотрудником тюремного начальства, иначе говоря - доносчиком.

Первая проблема, над которой предлагает поразмышлять фильм, - предательство. И первый вопрос: можно ли рассматривать действия героя именно как предательство?

Нет, как будто бы, ведь в конечном итоге герой никого не предает, наоборот, завоевав доверие тюремного начальства, помогает выйти на свободу сидящим безвинно, а настоящих головорезов отправляет в ловушку. И - да, потому что все, кто находится в таиландской тюрьме, - преданы. Потому что все, даже вышедшие на волю, все равно навсегда остаются в тюрьме. Ее нельзя вычеркнуть из жизни. Как нельзя вычеркнуть из своей судьбы предательства, даже вроде бы праведного предательства. А предают все всех, и мир предает своих оступившихся собратьев, отправляя их в безвоздушное пространство зоны, ничуть не иначе, нежели две тысячи лет назад ученик предал своего Учителя. Ведь отчего предал, за что? За тридцать серебряных монет? О нет - оттого предал, что без пророков в отечестве спокойнее. Но и преступник тоже ведь предает окружающих. А те, кто охраняют нас от преступников? Они, быть может, жертвы пенетенциарной системы еще в большей степени, нежели узники. Ибо, как говорит начальник тюрьмы герою: вы свое отсидите - и выходите отсюда, а мы остаемся в этом аду всю жизнь, потому что здесь наша работа.

Другая тема фильма - тема самосохранения живой души в нечеловеческих условиях заключения. Несмотря на то, что нет здесь никакого локального Чикаго 20-х годов, нет каст, множества громил с заточками, нет, словом, всего того, что составляет голливудскую тюремную экзотику, а есть лишь баланда, гомосексуализм, карцеры и жуткие эпизоды расстрелов смертников, безвоздушная атмосфера зоны угнетает не только героя, но и зрителей. Этот вакуум гуманности, ощутимый почти физически, вероятно, и есть и основная тема, и наиболее сильная сторона "Выродков".

Совершенное уж сгущение безвоздушного пространства, непосредственно предшествующее взрывному финалу, определяется не слишком, быть может, оригинальным, зато глубоко продуманным и точным драматургическим ходом, когда начальник тюрьмы, отнюдь не издевавшийся над заключенными, но исполнявший свою работу по-военному четко, а оттого как бы вдвойне бездушно, вынужден поменяться местами с главным героем и на себе испытать, что такое быть заключенным. Интереснее всего, что решительно не изменившись психологически, он продолжает воспитывать тех, кого воспитывал и раньше, будучи в мундире.

Кто проигрывает в этом фильме, кто выигрывает?

Проигрывают все, ибо на то она и тюрьма - чтобы не лечить, а калечить, маргиналов превращать в истериков, истериков - в шизофреников, шизофреников - в закоренелых уьийц, убийц - в трупы. А вместе с ними заставлять задыхаться и тех, кто поставлен обществом охранять нас от них. Выигрываем ли что-нибудь от этого мы? А общество?

Если и мы не выигрываем, то как же тогда быть с теми, кто угрожает нашим жизням?

Вопросы, не решенные в пределах этого фильма и, может быть, неразрешимые в принципе. Но нигде, никогда и никем не снимающиеся.

А фильм хорош и потому что сделан всерьез (и сделан сильно), и потому что не боится вновь задавать мучительные вопросы без ответов... Кстати, кто в картине выродки - зэки, охранники, вообще люди?..

Рецензия: В. Распопин