приключенческая драма Продолжительность: 152 Германия - Россия - Швеция - Англия 2002 Режиссер: Харди Мартинс Продюсер: Джимми Герум, Харди Мартинс Сценарий: Бернд Швамм, Бастин Клеве, Харди Мартинс (по роману Й.М. Бауэра) В ролях: Бернхардт Беттерманн, Анатолий Котенев, Михаэль Мендль,
Ирина Пантаева, Ирис Бём, Ханс Уве Бауэр, Андре Хеничке и др. Музыка: Эдуард Артемьев Оператор: Павел Лебешев, Юрек Госчик
05.05.2003
Кинематографическая одиссея немецкого военнопленного,
осуществившего совершенно невозможный в реальности побег из советского
концлагеря, расположенного на мысе Дежнева, через всю страну до иранской
границы. Одиссея, напоминающая, однако, не столько гомерову поэму,
сколько рассказ Джека Лондона "Любовь к жизни", ведь основной путь
бегущего пролегает по снежным пустыням Сибири. Одиссея - далее -
добропорядочного семьянина, преследуемого личной местью чекиста,
начальника концлагеря, заменяющего здесь (вероятно за отсутствием на
пути бегущего морских просторов) Посейдона.
Совместный проект немецких, российских, британских и шведских
кинематографистов, проект дорогой, в частностях решенный качественно и
даже талантливо, лишенный - опять-таки в частностях - откровенного
голливудского "мыла", практически всегда присутствующего в западных
киношных экзерсисах на советско-российскую тематику, фильм, великолепно
снятый классиком российского операторского искусства Павлом Лебешевым и
озвученный музыкой классика же Эдуарда Артемьева. Оба мастера работали с
Тарковским, оттого некоторые эпизоды картины напоминают великие ленты
Андрея Арсеньевича, но лишь напоминают и лишь эпизодически.
"Мыло", увы, лежит в самой содержательной основе по сути не столько
драматической, сколько приключенческой картины. Любой читавший Шаламова
или Солженицына, знает, что из ГУЛага побег невозможен, тем более в
тридцатые-сороковые, тем более из лагеря колымского и уж еще тем более
побег немецкого военнопленного. Любой имеющий хотя бы некоторое
представление об истинных реалиях советской жизни того времени знает
также, что никакой начальник колымского (да и любого другого) лагеря ни
во имя чести мундира, ни из личной мести не будет гоняться за беглецом
по всей стране - у него таких миллионы. Лагерная пыль - она и есть пыль,
чего за ней бегать!..
Посему приключенческая эта лента в основе своей имеет не
реальность, не документальную или честную мемуарную литературу (к
сожалению, ничего не могу сказать о романе Бауэра, лежащего в основе
сценария, - с книгой не знаком), а предшествующие ей фильмы, типа и, к
сожалению, уровня "Врага у ворот" Ж.Ж. Анно (см. рецензию на нашем
сайте) или - что ближе - "Восток - Запад" Р. Вернье.
Общее впечатление можно сформулировать примерно так: достаточно
любопытные сами по себе и порой талантливые эпизоды, качественно снятые
и разыгранные более интересно и психологически правдоподобно, нежели в
том же насквозь анекдототическом "Враге у ворот", к сожалению, не
складываются в сколько-нибудь достоверную и художественно убедительную
трагигероическую историю противостояния человека и тоталитарной системы,
личности и "века-волкодава", без которого (противостояния) одиссея ХХ
века немыслима. А потому интересен и - в меньшей степени - полезен этот
фильм (кстати сказать, содержащий ненормативную лексику) может быть лишь
подросткам - как преддверие к чтению серьезной и правдивой литературы из
новейшей истории.