биографическая драма Продолжительность: 89 Австралия - Франция - Германия - Великобритания 2002 Режиссер: Марио Андреаччо Продюсер: Джордж Кампано, Марио Андреаччо Сценарий: Джон Голдсмит В ролях: Кифер Сазерленд, Настасья Кински, Алан
Армстронг, Томас Ханце, Крис Хэйвуд, Николас Хоуп и др. Музыка: Фрэнк Странджо Оператор: Джеффри Симпсон
12.05.2003
Биографическая австралийско-европейская лента о жизни Поля Гогена,
великого постимпрессиониста, человека много страдавшего и заставлявшего
страдать близких, поскольку на его долю выпал редчайший шанс второго
рождения, или лучше сказать, перерождения из удачливого бизнесмена в
проклятого гения.
О Гогене существует обширная искусствоведческая и популярная
литература. Молодым людям, узнавшим об этом мастере из красивого, в
общем, достаточно правдивого, но, увы, художественно слабого фильма
Марио Андреаччо, и заинтересовавшимся творчеством и судьбой художника,
посоветую обратиться прежде всего к художественной биографии Гогена,
написанной французским писателем и искусствоведом Анри Перрюшо,
неоднократно у нас издававшейся и одновременно в доступной и вполне
серьезной форме излагающей историю его творческого горения.
Что же касается собственно картины "Найденный рай", о ней хорошего
сказать не возьмусь, кроме того, что отлично сработали художник и
оператор. Все остальное - не то чтобы ниже критики, нет, но выглядит
как-то уж очень вяло. Вяло (и вообще, и тем более в сравнении с
полотнами мастера, поражающими буйством красок, за которыми - боль и
библейский пессимизм гогеновской философии) "горит" Кифер Сазерленд, чьи
перевоплощения из причесанного удачливого биржевого маклера в небритого
гения-Робинзона с косами до колен выглядят не перерождением, а
переодеванием; вяло мучается многодетная жена его, голландка Метта -
загримированная - буквально, читатель! - в пожилое буржуазное страшилище
Настасья Кински; вяло рассуждает о той революции в искусстве, которую
делает, флегматичный, большебородый, дородный иудей Камиль Писсарро;
вяло сопротивляются полуголые мускулистые островитяне Океании столь же
вяло наставляющему их на путь истинный закутанному в черную сутану
христианскому миссионеру. И уж совсем вяло любят друг друга персонажи
этого - иначе и не скажешь - видового фильма. Ладно бы еще многодетная
немолодая супруга, но ведь и молодые, должные быть огненными
островитянки...
Разумеется, каждый режиссер имеет право на свое видение и понимание
той исторической личности, о которой он собирается снимать кино. Но как
же надо не любить (не говорю: не понимать - ибо никаких высказываний М.
Андреаччо или Дж. Голдсмита о герое их картины не встречал) Гогена,
чтобы не заставить Сазерленда хотя бы в одном эпизоде, хотя бы на две
минуты вспыхнуть!..
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом торговый агент,
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой, -
писал когда-то Андрей Вознесенский. Вряд ли Гоген, воображенный
степенной фантазией Марио Андреаччо и Кифера Сазерленда, попал бы в
Лувр, да и кругаля если бы и дал, то разве что по периметру парижской
Биржи.
Слабый фильм, но посмотреть его, прежде всего молодым зрителям, все
же, наверное, стоит. Ради полотен Гогена с навек застывшей живой
красотой Божьего мира. И ради тех же самых полотен, оживших, оживленных
мастерством художника и оператора картины.