Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НАЙДЕННЫЙ РАЙ

биографическая драма
Продолжительность: 89
Австралия - Франция - Германия - Великобритания 2002
Режиссер: Марио Андреаччо
Продюсер: Джордж Кампано, Марио Андреаччо
Сценарий: Джон Голдсмит
В ролях: Кифер Сазерленд, Настасья Кински, Алан Армстронг, Томас Ханце, Крис Хэйвуд, Николас Хоуп и др.
Музыка: Фрэнк Странджо
Оператор: Джеффри Симпсон


12.05.2003

Биографическая австралийско-европейская лента о жизни Поля Гогена, великого постимпрессиониста, человека много страдавшего и заставлявшего страдать близких, поскольку на его долю выпал редчайший шанс второго рождения, или лучше сказать, перерождения из удачливого бизнесмена в проклятого гения.

О Гогене существует обширная искусствоведческая и популярная литература. Молодым людям, узнавшим об этом мастере из красивого, в общем, достаточно правдивого, но, увы, художественно слабого фильма Марио Андреаччо, и заинтересовавшимся творчеством и судьбой художника, посоветую обратиться прежде всего к художественной биографии Гогена, написанной французским писателем и искусствоведом Анри Перрюшо, неоднократно у нас издававшейся и одновременно в доступной и вполне серьезной форме излагающей историю его творческого горения.

Что же касается собственно картины "Найденный рай", о ней хорошего сказать не возьмусь, кроме того, что отлично сработали художник и оператор. Все остальное - не то чтобы ниже критики, нет, но выглядит как-то уж очень вяло. Вяло (и вообще, и тем более в сравнении с полотнами мастера, поражающими буйством красок, за которыми - боль и библейский пессимизм гогеновской философии) "горит" Кифер Сазерленд, чьи перевоплощения из причесанного удачливого биржевого маклера в небритого гения-Робинзона с косами до колен выглядят не перерождением, а переодеванием; вяло мучается многодетная жена его, голландка Метта - загримированная - буквально, читатель! - в пожилое буржуазное страшилище Настасья Кински; вяло рассуждает о той революции в искусстве, которую делает, флегматичный, большебородый, дородный иудей Камиль Писсарро; вяло сопротивляются полуголые мускулистые островитяне Океании столь же вяло наставляющему их на путь истинный закутанному в черную сутану христианскому миссионеру. И уж совсем вяло любят друг друга персонажи этого - иначе и не скажешь - видового фильма. Ладно бы еще многодетная немолодая супруга, но ведь и молодые, должные быть огненными островитянки...

Разумеется, каждый режиссер имеет право на свое видение и понимание той исторической личности, о которой он собирается снимать кино. Но как же надо не любить (не говорю: не понимать - ибо никаких высказываний М. Андреаччо или Дж. Голдсмита о герое их картины не встречал) Гогена, чтобы не заставить Сазерленда хотя бы в одном эпизоде, хотя бы на две минуты вспыхнуть!..


Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом торговый агент,
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой, -

писал когда-то Андрей Вознесенский. Вряд ли Гоген, воображенный степенной фантазией Марио Андреаччо и Кифера Сазерленда, попал бы в Лувр, да и кругаля если бы и дал, то разве что по периметру парижской Биржи.

Слабый фильм, но посмотреть его, прежде всего молодым зрителям, все же, наверное, стоит. Ради полотен Гогена с навек застывшей живой красотой Божьего мира. И ради тех же самых полотен, оживших, оживленных мастерством художника и оператора картины.

Рецензия: В. Распопин