ироническая мелодрама Продолжительность: 115 Великобритания - Франция - Венгрия 1991 Режиссер: Иштван Сабо Продюсер: Дэвид Паттнам Сценарий: Иштван Сабо, Михаил Хирст В ролях: Нильс Ареструп, Гленн Клоуз, Эрланд Юсефсон, Дороття Удварош,
Ильдико Баншали, Мария де Медейруш и др. Музыка: Рихард Вагнер Оператор: Лайош Колтаи
12.05.2003
Фильм классика венгерского и мирового кино Иштвана Сабо, показанный
в апреле Ren TV, рассказывает о судьбе и поздней любви музыканта из
страны соцблока, гением своим добившегося возможности работать в Париже,
то есть продолжает развивать главную тему творчества режиссера, которую
можно определить, пожалуй, как столкновение творческой личности с
тоталитарным миром и возможные варианты поведения человека в этой
ситуации: противостояние, конформизм и т.д.
В какой-то мере этот несколько менее глубокий и напряженный, нежели
"Мефисто" и другие работы режиссера, фильм продолжает и тематику и
эстетику феллиниевской "Репетиции оркестра". Здесь, в общем, та же
борьба личности в искусстве, противостоящей коллективу в эпоху
социальной сытости, когда даже талантливых людей повседневное
благополучие зачастую интересует куда больше дела, которому они служат,
или призваны служить. Лишь ценой неимоверных усилий и личных жертв
удается истинному герою добиться поставленной цели.
В данном случае ситуация осложняется еще и крайне невыгодным
положением не слишком известного на вольном Западе пусть гениального, но
провинциального дирижера, приглашенного в Париж, дабы руководить
знаменитым оркестром в театре, вознамерившемся поставить оперу Вагнера.
Немолодой, обременный семьей и социалистическим безденежьем музыкант ко
всему влюбляется в тоже немолодую капризную примадонну, теряет семью,
запутывается в хитросплетениях личных амбиций музыкантов и политиканских
интригах администрации театра, попадает за решетку и едва не проваливает
премьеру.
Хэппи энд, имеющий место быть, однако не настолько искусный и
психологически точный, как в картине Феллини (герой которой, как демиург
- неважно дьявол или Бог, сумел-таки достучаться до почти утраченной
человечности своих подопечных, в то время, как героя ленты Сабо
окружающие скорее просто по-человечески пожалели), низводит сатирическую
комедию в область почти голливудской мелодрамы (тогда как "Репетицию
оркестра" хэппи энд приподнял от комедии до трагикомедии). Жаль, что
режиссер не удержался от подобного финала много обещавшей в первой
половине картины. Жаль еще, что слишком педалирована в ней
любовно-эротическая тема. Не так ведь, хотелось бы надеяться, эта
история задумывалась. И не о том рассказывала она до "роковой" встречи
героя с примадонной. Предугадывалось мастерское соединение "Мефисто" с
"Репетицией...", увиделась же скорее "своя игра" продюсеров или
усталость большого художника.
Последнее предположение вполне может оказаться верным, поскольку
ранее увиденный нами, но более поздний фильм Сабо, "Вкус солнечного
света", хоть и уступает его работам 80-х, все же, на мой взгляд,
значительно сильнее "Встречи с Венерой".
Завершу в очередной раз сетованием: чрезвычайно жаль, что мы крайне
не регулярно видим на экранах ТВ и на кассетах, не говоря уж о
киноэкранах, картины европейских режиссеров (за исключением французских,
английских и в последние пару лет немецких фильмов). Тем самым мы не
только утрачиваем реальное представление о мировом кинематографическом
процессе, но прямо (и боюсь сознательно, да только ли в угоду быстрым
деньгам?) его искажаем. Ибо Голливуд, застилающий своими мороками
пространство наших "золотых снов", никогда (за исключением, может быть,
лишь периода Гриффита и Чаплина) не был и, очевидно, никогда не будет
лидером мировой кинематографии. На его примере замечательно работает
пушкинский афоризм, правда, чуть-чуть переиначенный: хоть рукопись и в
самом деле можно выгодно продать, вдохновение все-таки не продается.