драма Продолжительность: 134 США 2002 Режиссер: Спайк Ли Продюсер: Джулия Часмен, Джон Килик, Спайк Ли, Тоби Магуайр Сценарий: Дэвид Бенёфф В ролях: Эдвард Нортон, Филип Сеймур Хоффман, Барри
Пеппер, Розарио Доусон, Анна Пакуин, Брайан Кокс и др. Музыка: Теренс Бланшар Оператор: Родриго Прието
12.05.2003
Чернокожий режиссер Спайк Ли работает преимущественно в жанре
драмы, достаточно часто рассказывает о черно-белой любви, но в этом
нью-йоркском фильме внимание его сосредоточено на проблематике
общечеловеческого уровня, речь ведется о взаимоотношениях современного
человека и всегда враждебного ему общества. Картина глубоко социальна и
глубоко психологична. Ее герои - трое друзей на четвертом десятке -
каждый по-своему решают проблемы выживания, каждый по-своему
осуществляют выбор между одиночеством и любовью, предательством и
самопожертвованием, между свободой и несвободой.
Мелкий наркодилер, связанный с русской мафией, подбирает однажды на
улице избитого пса. Этот поступок считает он единственным добрым делом,
совершенным за всю жизнь. И этот поступок круто меняет если не его
жизнь, то психику, ибо с этих пор он уже не одинок и - более того -
несет ответственность за живое существо. Встретив далее совсем юную
латиноамериканку, герой - первым из трех друзей - обременяет себя семьей
и несет ответственность уже не только за собаку, но и за человека.
Друзья же его, кажется, продолжают оставаться взрослыми детьми, хотя
один из них и преподает в колледже, то есть вообще говоря отвечает перед
самим собой и обществом за десятки юных душ.
Когда нагрянувшая в дом к герою полиция, очевидно осведомленная
кем-то из близких о том, что наркотики он хранит в своей квартире, легко
обнаруживает запасы травы, подозрение его падает на подругу. Однако, она
ли это - еще предстоит выяснить (как и многое другое о себе и друзьях)
симпатичному и, в общем, не очень-то мужественному герою Эдвара Нортона,
которому грозит семилетний срок. Вряд ли он его выдержит, и все близкие
понимают это. Друзья устраивают ему последнюю вечеринку в баре, где за
ночь выявляются не только истинные виновники его обрушившейся жизни, но
и истинные лица всех окружающих.
Современный человек слаб и изнежен - как бы утверждает фильм Спайка
Ли, но это еще не значит, что мужество ему не по плечу. Современный мир
как всегда жесток по отношению к человеку. Но в конечном счете всё
зависит только от самого человека, от того, на какой выбор он способен,
от того, чего в человеке больше - самолюбия (и значит - трусости) или
гуманности (и значит - мужества, способности на подвиг). Даже за два
часа до тюрьмы у героя, накануне еще в отчаянии (в прозрении или,
наоборот, ослеплении - вопрос, блистательно заданный режиссером в
центральной сцене картины) произносившего Америке, себе самому и всему
мирозданию справедливые, в общем-то, проклятия, остается выбор: навсегда
бежать из Нью-Йорка куда-нибудь в забытую Богом и правосудием провинцию
(и там прожить новую, быть может, долгую и даже счастливую жизнь) - или
пойти на заклание.
Картинки альтернативной судьбы, проносящиеся перед глазами героя,
со всей очевидностью отсылают зрителя к фильму Мартина Скорсезе
"Последнее искушение Христа", где экранному Иисусу выпало выбирать и
переживать то же самое. Иисус, пройдя искушение, выбрал крест; машина, в
которой отец героя "25-го часа" везет его к зданию суда, с родительской
(или демонической) любовью предлагая сыну последний решительный выбор,
останавливается перед тюрьмой...
Очень сильный, в творчестве Спайка Ли, думается, лучший пока фильм,
неброский и, я бы сказал, гармоничный, заставляющий вспомнить не только
картину Скорсезе, но и, благодаря глубоким актерским работам, прежде
всего Э. Нортона, - "Однажды в Америке" С. Леоне; фильм, исполненный
тонкого психологизма и нарастающего от эпизода к эпизоду внутреннего
напряжения, редкий фильм без истерик, пальбы и беготни, хотя персонажи
его и обитают в криминальном пространстве самого большого и по видимости
самого закрытого для нормальных проявлений человеческих чувств городе
сегодняшнего мира.