мистический триллер Продолжительность: 85 Канада - Великобритания 2001 Режиссер: Аллан Гольдштейн Продюсер: Аллан Гольдштейн Сценарий: Рон Рэли, Питер Джобин (по мотивам романа Оскара Уайльда) В ролях: Малколм Макдауэлл, Итан Эрикссон, Виктория Санчес,
Бронван Бут, Эми Слоун, Джек Маклейн и др. Музыка: Ларри Коэн Оператор: Эрик Мэйнир
19.05.2003
Для тех, кто не читал роман Оскара Уайльда, сообщаю, что автор его
- знаменитый поэт, драматург, острослов и гомосексуалист второй половины
XIX века, писавший дивные стихи и комедии, влиявший на умы современников
прежде всего своим модернистким эстетством, далее - оригинальным,
совершенно нестандартным и для высшего света неприемлемым позерством,
главным постулатом коего было утверждение о том, что, во-первых,
искусство ничему, кроме самого искусства, не служит и служить не должно,
а, во-вторых, о том, что истинный художник есть как минимум полубог, и
оттого все остальные, окружающие его не-художники, хоть бы и были они из
окружения самой королевы Виктории, - есть не более чем быдло, или, как
говорил в молодости один мой ныне покойный друг-музыкант, биомасса.
Роман же Уайльда "Портрет Дориана Грея" - есть эстетический памфлет,
хоть и содержащий мистическую историю великого и одновременно мелкого
грешника, заключившего своего рода договор с дьяволом (автором, его
alter ego, сэром Генри, самим, конечно же, искусством для искусства),
согласно которому стареть с каждым годом и грехом будет не он сам, а его
портрет - портрет обольстительного и вожделенного для дьявола (сэра
Генри, автора-искусства - всех в одном лице Оскара Уайльда) красавца,
эстетический, говорю, памфлет. Прежде всего и главным образом.
Из сего совершенно литературного (искусство, как помним, - для
искусства, и точка), головного, эстетского трактата, сочиненного поэтом
в прозе для того, чтобы яснее (для непосвященных, но посвятиться
желающих, или для тех - того! - кого сэр Оскар посвятить особенно желал)
высказать задушевные свои интеллектуальные построения, команда Аллана
Гольдштейна извлекла эротический триллер, никаким эстетизмом (даже и
гомосексуализмом) не блещущего, ничем вообще не блещущего, в коем
смазливый современный молодой человек, имевший желание сделаться
фотографом, а карьеру сделавший в качестве модели (оно ж и проще, и
приятней!) имеет одну за другой, а то и двух-трех одновременно
истеричных поклонниц, пьет и нюхает что попало, но на совесть, и за
всеми этими бездарными ужимками и прыжками третьеразрядных лицедеев
наблюдает зачем-то Малколм Макдауэлл, актер, который кое-что когда-то
давно в искусстве мог ("О, счастливчик!", "Калигула", наконец - что
гораздо слабее - "Цареубийца").
Макдауэлл - дьявол форменный, но уж никак не арбитр изящного вкуса,
не ego и не alter ego Уайльда (староват уж, отнюдь не голубоват и вообще
со времени переезда на жительство в Голливуд герой боевиков и ужастиков)
- похоже, может и сейчас. По крайней мере, на фоне остальных Дорианов.
Остальные же...
Ужасно плохой фильм, просто какой-то беспомощный, чтоб не сказать
уродливый. Ну и спаривались-страивались бы себе на здоровье - зачем же
было обращаться к самому трагичному и самому великому из всех эстетов
Оскару Уайльду?..
А еще вопрошаем: отчего, мол, молодежь классических книжек не
читает? Оттого что знакомится с их содержанием по бездарным
экранизациям. Между прочим, у Уайльда были дети. Наверное, и сегодня
имеются наследники. Я бы на их месте в суд подал на господина
Гольдштейна, режиссера и продюсера похабного "Дориана".