Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ (НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ)

эксцентрическая музыкальная комедия с элементами социальной сатиры
Продолжительность: 118
США 1959
Режиссер: Билли Уайльдер
Продюсер: Билли Уайльдер
Сценарий: Билли Уайльдер, И.Э.Л. Дэймонд
В ролях: Тони Кёртис, Джек Леммон, Мэрилин Монро, Джордж Рафт, Пат О' Брайен, Джоэн Шоули, Билли Грэй и др.
Музыка: Адольф Дойч
Оператор: Чарлз Лэнгл-мл


20.05.2003

Австрияк по происхождению, сделавший прекрасную карьеру в Голливуде, режиссер и сценарист Билли Уайльдер снимал картины в самых разных жанрах. Вероятно, лучшие его фильмы - драматический триллер "Бульвар Сансет" (см. рецензию на нашем сайте: http://kino.websib.ru) и эксцентрическая музыкально-эротическая комедии "Некоторые любят погорячее", в нашем прокате шедшая в 60-х под названием "В джазе только девушки".

Сюжет (если кому-нибудь он неизвестен) коротко в следующем. Два с превеликом трудом перебивающихся (дело происходит в Чикаго, в 1929 г., то есть во время кризиса и сухого закона, вызвавших невиданный дотоле разгул преступности) музыканта - контрабасист (Джек Леммон) и саксофонист (Тони Кёртис) - случайно становятся свидетелями расправы "хозяина" города с неугодными ему людьми. Им, накануне проигравшим на собачьих бегах свои пальто, удается сбежать от гангстера, не оставляющего свидетелей преступлений, только переодевшись женщинами и устроившись на временную работу в девичий джаз, отправляющийся на гастроли во Флориду. В поезде и на морском побережье парни переживают множество комических и лирических приключений, влюбляются в добродушную и простосердечную красотку-певичку ансамбля с "говорящим" именем Душечка (секс-символ 60-х Мэрилин Монро), становятся объектом охоты праздношатающихся представителей "звездной" молодежи и других охотников за юбками, а затем лицом к лицу сталкиваются с разыскивающими их по всей Америке мафиози, от которых, в полном соответствии с законами жанра, им чудом удается ускользнуть в самый последний момент, ускользнуть уже навсегда, чтобы, добившись комического успеха, долго и счастливо жить в объятиях певички и обезьяноподобного миллионера, не на шутку влюбившегося в контрабасиста.

Для тех лет комедия Уайльдера звучала, вероятно, достаточно остро, поскольку сексуальная революция в конце 50-х еще не достигла такого размаха и не привела к такой вседозволенности, как десятилетие спустя. Сейчас уже трудно вспомнить, какие именно эпизоды были "подрезаны" в нашем прокате, однако сокращения были безусловно. Мы смеялись над клоунадой, над действительно очень смешными (даже и сегодня) похождениями очаровательных эксцентриков, совершенно не задумываясь (а может быть, и просто не видя этих моментов) над странными переменами, происходящими в психике переодевшихся парней (и блестяще, порой просто гениально отображающимися на лицах актеров). Финальный же эпизод, в котором влюбленный в контрабасиста миллионер увозит его на катере в даль светлую, счастливый, несмотря ни на какие объяснения попавшего из огня в полымя музыканта, даже и на документально подтвержденное признание в том, что он - мужчина, - финальный эпизод вызывал гомерический хохот зала, в то время, как за клоунской формой отчетливо сквозило, скажем так, недоумение автора, угадывавшего, может быть, некий трансвестизм грядущего поколения, а может быть, и вообще завершение маскулинной эпохи в западном мире.

Но, конечно же, по нынешним меркам эротизм картины Уайльдера скромный, на уровне намека, не педалируемый даже и присутствием на экране самой роскошной блондинки мирового кино всех эпох, Мэрилин Монро.

Монро очень хороша, трудно, правда, сказать, артистична ли, однако фотогенична без всяких сомнений. Однако "погоду" в фильме делает не она, а три блестящих комика, двое из которых, Джек Леммон и Тони Кёртис - большие артисты, умевшие ИГРАТЬ, а не позировать. Оба они, кстати сказать, снимались не в одних только комедиях, но успешно исполняли и драматические, и даже трагические роли. Здесь же - это блестящие комики из первого ряда.

Между прочим, "Некоторые любят погорячее" - римейк французского фильма 1935 г. "Фанфары любви" (режиссера Ришар Поттье, тоже, кстати, как и Уайльдер, выходца из Австрии), но кто сегодня может похвастаться, что видел или слышал эти самые "Фанфары". Обычно бывает наоборот: американские римейки, даже такие знаменитые, как, например, "Запах женщины", художественно слабее оригинальных европейских лент. Тем значительнее успех картины Уайльдера, классической - на все времена - эксцентрической и в то же время сатирической комедии, отобразившей не только дух времени, но и угадавшей что-то очень важное в людях будущих поколений.

Рецензия: В. Распопин