В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ (НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ)
эксцентрическая музыкальная комедия с элементами социальной
сатиры Продолжительность: 118 США 1959 Режиссер: Билли Уайльдер Продюсер: Билли Уайльдер Сценарий: Билли Уайльдер, И.Э.Л. Дэймонд В ролях: Тони Кёртис, Джек Леммон, Мэрилин Монро, Джордж Рафт, Пат О'
Брайен, Джоэн Шоули, Билли Грэй и др. Музыка: Адольф Дойч Оператор: Чарлз Лэнгл-мл
20.05.2003
Австрияк по происхождению, сделавший прекрасную карьеру в
Голливуде, режиссер и сценарист Билли Уайльдер снимал картины в самых
разных жанрах. Вероятно, лучшие его фильмы - драматический триллер
"Бульвар Сансет" (см. рецензию на нашем сайте: http://kino.websib.ru) и
эксцентрическая музыкально-эротическая комедии "Некоторые любят
погорячее", в нашем прокате шедшая в 60-х под названием "В джазе только
девушки".
Сюжет (если кому-нибудь он неизвестен) коротко в следующем. Два с
превеликом трудом перебивающихся (дело происходит в Чикаго, в 1929 г.,
то есть во время кризиса и сухого закона, вызвавших невиданный дотоле
разгул преступности) музыканта - контрабасист (Джек Леммон) и
саксофонист (Тони Кёртис) - случайно становятся свидетелями расправы
"хозяина" города с неугодными ему людьми. Им, накануне проигравшим на
собачьих бегах свои пальто, удается сбежать от гангстера, не
оставляющего свидетелей преступлений, только переодевшись женщинами и
устроившись на временную работу в девичий джаз, отправляющийся на
гастроли во Флориду. В поезде и на морском побережье парни переживают
множество комических и лирических приключений, влюбляются в добродушную
и простосердечную красотку-певичку ансамбля с "говорящим" именем Душечка
(секс-символ 60-х Мэрилин Монро), становятся объектом охоты
праздношатающихся представителей "звездной" молодежи и других охотников
за юбками, а затем лицом к лицу сталкиваются с разыскивающими их по всей
Америке мафиози, от которых, в полном соответствии с законами жанра, им
чудом удается ускользнуть в самый последний момент, ускользнуть уже
навсегда, чтобы, добившись комического успеха, долго и счастливо жить в
объятиях певички и обезьяноподобного миллионера, не на шутку
влюбившегося в контрабасиста.
Для тех лет комедия Уайльдера звучала, вероятно, достаточно остро,
поскольку сексуальная революция в конце 50-х еще не достигла такого
размаха и не привела к такой вседозволенности, как десятилетие спустя.
Сейчас уже трудно вспомнить, какие именно эпизоды были "подрезаны" в
нашем прокате, однако сокращения были безусловно. Мы смеялись над
клоунадой, над действительно очень смешными (даже и сегодня)
похождениями очаровательных эксцентриков, совершенно не задумываясь (а
может быть, и просто не видя этих моментов) над странными переменами,
происходящими в психике переодевшихся парней (и блестяще, порой просто
гениально отображающимися на лицах актеров). Финальный же эпизод, в
котором влюбленный в контрабасиста миллионер увозит его на катере в даль
светлую, счастливый, несмотря ни на какие объяснения попавшего из огня в
полымя музыканта, даже и на документально подтвержденное признание в
том, что он - мужчина, - финальный эпизод вызывал гомерический хохот
зала, в то время, как за клоунской формой отчетливо сквозило, скажем
так, недоумение автора, угадывавшего, может быть, некий трансвестизм
грядущего поколения, а может быть, и вообще завершение маскулинной эпохи
в западном мире.
Но, конечно же, по нынешним меркам эротизм картины Уайльдера
скромный, на уровне намека, не педалируемый даже и присутствием на
экране самой роскошной блондинки мирового кино всех эпох, Мэрилин Монро.
Монро очень хороша, трудно, правда, сказать, артистична ли, однако
фотогенична без всяких сомнений. Однако "погоду" в фильме делает не она,
а три блестящих комика, двое из которых, Джек Леммон и Тони Кёртис -
большие артисты, умевшие ИГРАТЬ, а не позировать. Оба они, кстати
сказать, снимались не в одних только комедиях, но успешно исполняли и
драматические, и даже трагические роли. Здесь же - это блестящие комики
из первого ряда.
Между прочим, "Некоторые любят погорячее" - римейк французского
фильма 1935 г. "Фанфары любви" (режиссера Ришар Поттье, тоже, кстати,
как и Уайльдер, выходца из Австрии), но кто сегодня может похвастаться,
что видел или слышал эти самые "Фанфары". Обычно бывает наоборот:
американские римейки, даже такие знаменитые, как, например, "Запах
женщины", художественно слабее оригинальных европейских лент. Тем
значительнее успех картины Уайльдера, классической - на все времена -
эксцентрической и в то же время сатирической комедии, отобразившей не
только дух времени, но и угадавшей что-то очень важное в людях будущих
поколений.