драма Продолжительность: 87 Франция 1958 Режиссер: Луи Малль Продюсер: Ирен Дериш Сценарий: Луи Малль, Луиза де Вильморен (по роману Д. Вивиан) В ролях: Жанно Моро, Ален Кюни, Жан-Марк Бори, Жюдит Магр, Хосе
Вильялонга, Гастон Модо, Мишель Жирардо и др. Музыка: из произведений Йоханнеса Брамса Оператор: Анри Декаэ
31.08.2003
"Любовники" - второй фильм знаменитого, ныне уже покойного
французского режиссера, одного из лидеров "новой волны", возникшей во
второй половине 50-х гг., Луи Малля.
Малль снимал много и достаточно неровно, но, в общем, успешно
работал во всех жанрах, однако лучшие свои картины снял, пожалуй, в
жанре драматическом.
Безусловно, в драматическом жанре сделана и эта изящная,
живописная, немножко холодноватая лента, в которой всё - и элементы
социальной сатиры, и психологизм антониониевского склада, и простой,
даже примитивный сюжет (адюльтер от скуки провинциальной жизни,
неожиданно для героев превращающийся в "удар молнии", однако и
оставляющий их в открытом финале на распутье: быть или не быть вечной
любви, счастью, изменит ли их эта любовь, или скоро наскучит и окажется
вовсе не "ударом молнии", а заурядной, насмерть разочаровывающей
интрижкой?..), и даже мелодичная музыка Брамса - всё отступает как бы на
второй план, освобождая перспективу исключительно для киноживописи.
Черно-белый фильм удивительно красив, он даже намеренно (и
нисколько не в ущерб восприятию) статичен. Кадр, как обычно у Малля,
переполненный лицами, вещами, говорящими мелочами, время от времени,
кажется, замирает, превращясь в фотографию, нет, в картину, три цвета
которой - черный, белый и серый - как бы таят все буйство угадываемого
многоцветья.
Актеры замирают в позах, отсылающих чуткого зрителя и к
классическим (преимущественно итальянским эпохи неореализма) фильмам, и
к живописным полотнам европейских мастеров. Актеры в этом искусственно
сделанном натуральным пейзаже совершенно естественны, как того и
требовали правила "новой волны", но общее впечатление, производимое
картинкой (конечно, вполне сознательно), - впечатление не живой жизни, а
музея, лучше сказать - заповедника.
Здесь, в этом ощущении, вероятно, заключается и идея картины -
человек стремится вырваться из замкнутого пространства размеренного
бытия - в любовь, которая еще неизвестно - настоящая ли, способна ли
помочь ему изменить судьбу.
Героиня фильма, скучающая и взбалмошная сорокалетняя провинциалка,
жена состоятельного буржуа, мнит себя (или делает вид, что мнит)
аристократкой. То же и все окружающие ее: муж, любовники, подруга.
Оттого и любят, и ревнуют, и страдают они как бы напоказ, не всерьез.
Может быть, прекрасная актриса Жанна Моро играет здесь чуть-чуть Анну
Каренину, но Анну Каренину середины ХХ века, вряд ли способную броситься
под поезд. Впрочем, это лишь мое впечатление, я вряд ли смогу его
доказать.
Событие ли для кинематографа этот фильм? Классика ли? Вряд ли.
Слишком для классики он лиричен, неотчетлив, неопределен, слишком уж
глубоко уведен его смысл в подтекст, в далекую ассоциацию, в угадывание,
в индивидуальное зрительское волнение души. Но тем, чьи души юны,
открыты лирической тайнописи, посмотреть картину советую настоятельно -
аура ее чиста, светла и печальна.