Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЛЮБОВНИКИ

драма
Продолжительность: 87
Франция 1958
Режиссер: Луи Малль
Продюсер: Ирен Дериш
Сценарий: Луи Малль, Луиза де Вильморен (по роману Д. Вивиан)
В ролях: Жанно Моро, Ален Кюни, Жан-Марк Бори, Жюдит Магр, Хосе Вильялонга, Гастон Модо, Мишель Жирардо и др.
Музыка: из произведений Йоханнеса Брамса
Оператор: Анри Декаэ


31.08.2003

"Любовники" - второй фильм знаменитого, ныне уже покойного французского режиссера, одного из лидеров "новой волны", возникшей во второй половине 50-х гг., Луи Малля.

Малль снимал много и достаточно неровно, но, в общем, успешно работал во всех жанрах, однако лучшие свои картины снял, пожалуй, в жанре драматическом.

Безусловно, в драматическом жанре сделана и эта изящная, живописная, немножко холодноватая лента, в которой всё - и элементы социальной сатиры, и психологизм антониониевского склада, и простой, даже примитивный сюжет (адюльтер от скуки провинциальной жизни, неожиданно для героев превращающийся в "удар молнии", однако и оставляющий их в открытом финале на распутье: быть или не быть вечной любви, счастью, изменит ли их эта любовь, или скоро наскучит и окажется вовсе не "ударом молнии", а заурядной, насмерть разочаровывающей интрижкой?..), и даже мелодичная музыка Брамса - всё отступает как бы на второй план, освобождая перспективу исключительно для киноживописи.

Черно-белый фильм удивительно красив, он даже намеренно (и нисколько не в ущерб восприятию) статичен. Кадр, как обычно у Малля, переполненный лицами, вещами, говорящими мелочами, время от времени, кажется, замирает, превращясь в фотографию, нет, в картину, три цвета которой - черный, белый и серый - как бы таят все буйство угадываемого многоцветья.

Актеры замирают в позах, отсылающих чуткого зрителя и к классическим (преимущественно итальянским эпохи неореализма) фильмам, и к живописным полотнам европейских мастеров. Актеры в этом искусственно сделанном натуральным пейзаже совершенно естественны, как того и требовали правила "новой волны", но общее впечатление, производимое картинкой (конечно, вполне сознательно), - впечатление не живой жизни, а музея, лучше сказать - заповедника.

Здесь, в этом ощущении, вероятно, заключается и идея картины - человек стремится вырваться из замкнутого пространства размеренного бытия - в любовь, которая еще неизвестно - настоящая ли, способна ли помочь ему изменить судьбу.

Героиня фильма, скучающая и взбалмошная сорокалетняя провинциалка, жена состоятельного буржуа, мнит себя (или делает вид, что мнит) аристократкой. То же и все окружающие ее: муж, любовники, подруга. Оттого и любят, и ревнуют, и страдают они как бы напоказ, не всерьез. Может быть, прекрасная актриса Жанна Моро играет здесь чуть-чуть Анну Каренину, но Анну Каренину середины ХХ века, вряд ли способную броситься под поезд. Впрочем, это лишь мое впечатление, я вряд ли смогу его доказать.

Событие ли для кинематографа этот фильм? Классика ли? Вряд ли. Слишком для классики он лиричен, неотчетлив, неопределен, слишком уж глубоко уведен его смысл в подтекст, в далекую ассоциацию, в угадывание, в индивидуальное зрительское волнение души. Но тем, чьи души юны, открыты лирической тайнописи, посмотреть картину советую настоятельно - аура ее чиста, светла и печальна.

Рецензия: В. Распопин