сатирическая комедия Продолжительность: 92 Франция - Италия 1950 Режиссер: Рене Клер Продюсер: Сальво д' Анджело Сценарий: Рене Клер, Арман Салакру В ролях: Мишель Симон, Жерар Филип, Николь Беснар, Симона Валер, Раймон
Корди, Гастон Модо и др. Музыка: Роман Влад Оператор: Мишель Кельбер
23.06.2003
Посмеяться над Фаустом (и над "Фаустом" заодно тоже) - на такое
отваживаются немногие, ибо кто из нас не хотел бы быть Фаустом и разве ж
можно смеяться над одной из трех (если не брать в расчет сакральные
тексты) наряду с "Илиадой" - "Одиссеей" и "Божественной комедией"
центральных книг мировой литературы?..
Классик французского кино, режиссер и писатель Рене Клер отважился
и посмеялся. Он сделал это в комедии 1950 г. "Красота дьявола", комедии
о Мефистофеле, выбрав на главную роль великого, тогда уже не молодого
актера Мишеля Симона и придав ему в пару пустоватого героя-любовника в
лице всеевропейского кумира Жерара Филипа.
Основной технический и драматургический прием, который использовал
Клер, заключается в том, что все действующие лица картины, вне
зависимости от их возраста, одеяний, социального положения и проч.,
намеренно психологически изображены как мещане середины ХХ века, чем
подчеркнута вневременность и вненациональность происходящих событий, так
сказать, неизбывность сюжета и надмирность мотива: гибли, гибнем и будем
гибнуть за металл, а прочее - привходяще. И еще: в связи с этим нет
среди нас больших и маленьких. Все - маленькие: омоложенный ученый,
напрочь утративший всякие знания о том, что такое человек; седовласый
король, пускающийся в гибельную финансовую авантюру; влюбленные в
роскошь и "красоту дьявола" бабёнки - кто б они ни были: принцесса или
нищая цыганка; наконец сам Мефистофель, вроде бы (лишь вроде бы, ведь
как только приходится ему решать задачку посложнее 2 х 2, тут же старый
бес возносит очи и длани горЕ: о великий Люцифер, помоги мне, ибо без
твоей мудрости я ничто!..) присовокупивший к немалым потусторонним
знаниям мудрость старого ученого Фауста, в чьем обличии он и творит свои
бесовские фокусы.
А творит Симон великолепно, талантливо, с такой иронией, что подчас
вызывает у зрителя злой хохот, почти весь фильм оставляя Ж. Филипа не у
дел. Но главное даже, может быть, и не в том, КАК творит Симон, а в том,
ИЗ ЧЕГО он творит. Драматургия Клера - Салакру филигранна, они выбирают
из "Фауста" совершенно нетрадиционные для инсценировок и экранизаций
сцены. В фильме вообще нет Маргариты и соответственно всей
мелодраматической линии первой части поэмы, в качестве основного
материала, в сильно переработанном, травестированном виде, используются
народные легенды и эпизоды из второй части гетевского "Фауста", в
которых речь идет о грандиозной государственной финансовой афере
Мефистофеля и - отчасти - о любви-грезе Фауста и прекрасной Елены. Все
это переработано таким образом, что предстает как бы в волшебном -
единственно справедливом! - маленьком кривом зеркале камеры, еще сильнее
заостряет философскую сатиру Гете и показывает нам, лилипутам, самих
себя глазами Гулливера. Стилистика картины - чистый неореализм.
Словом, все было бы идеально, если бы не финал. К сожалению,
р-революционный, левацкий, я бы сказал, хэппи энд несколько смазывает
общее впечатление, хотя - посочувствуем Клеру - и трудненько было б
найти иной исход для таких вот негероических, мелкотравчатых Фауста и
Мефистофеля, одинаково, в общем, проваливающихся в преисподнюю, а лучше
сказать, размывающихся в небытие волнами победоносного народного бунта.
Он же, бунт, надо полагать, и есть то самое прекрасное мгновение,
которое должно остановиться - и прервать физические и нравственные
мучения Фауста.
Думаю, что в 1950-м Рене Клер не знал, конечно, каково на самом
деле это "прекрасное мгновение", но не сомневаюсь и в том, что
художественное чутье изменило ему. А жаль, ведь если б не последние пять
минут, в целом классическая картина была бы подлинным шедевром на все
времена. Таким, как ее литературный первоисточник.