Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




КРАСОТА ДЬЯВОЛА

сатирическая комедия
Продолжительность: 92
Франция - Италия 1950
Режиссер: Рене Клер
Продюсер: Сальво д' Анджело
Сценарий: Рене Клер, Арман Салакру
В ролях: Мишель Симон, Жерар Филип, Николь Беснар, Симона Валер, Раймон Корди, Гастон Модо и др.
Музыка: Роман Влад
Оператор: Мишель Кельбер


23.06.2003

Посмеяться над Фаустом (и над "Фаустом" заодно тоже) - на такое отваживаются немногие, ибо кто из нас не хотел бы быть Фаустом и разве ж можно смеяться над одной из трех (если не брать в расчет сакральные тексты) наряду с "Илиадой" - "Одиссеей" и "Божественной комедией" центральных книг мировой литературы?..

Классик французского кино, режиссер и писатель Рене Клер отважился и посмеялся. Он сделал это в комедии 1950 г. "Красота дьявола", комедии о Мефистофеле, выбрав на главную роль великого, тогда уже не молодого актера Мишеля Симона и придав ему в пару пустоватого героя-любовника в лице всеевропейского кумира Жерара Филипа.

Основной технический и драматургический прием, который использовал Клер, заключается в том, что все действующие лица картины, вне зависимости от их возраста, одеяний, социального положения и проч., намеренно психологически изображены как мещане середины ХХ века, чем подчеркнута вневременность и вненациональность происходящих событий, так сказать, неизбывность сюжета и надмирность мотива: гибли, гибнем и будем гибнуть за металл, а прочее - привходяще. И еще: в связи с этим нет среди нас больших и маленьких. Все - маленькие: омоложенный ученый, напрочь утративший всякие знания о том, что такое человек; седовласый король, пускающийся в гибельную финансовую авантюру; влюбленные в роскошь и "красоту дьявола" бабёнки - кто б они ни были: принцесса или нищая цыганка; наконец сам Мефистофель, вроде бы (лишь вроде бы, ведь как только приходится ему решать задачку посложнее 2 х 2, тут же старый бес возносит очи и длани горЕ: о великий Люцифер, помоги мне, ибо без твоей мудрости я ничто!..) присовокупивший к немалым потусторонним знаниям мудрость старого ученого Фауста, в чьем обличии он и творит свои бесовские фокусы.

А творит Симон великолепно, талантливо, с такой иронией, что подчас вызывает у зрителя злой хохот, почти весь фильм оставляя Ж. Филипа не у дел. Но главное даже, может быть, и не в том, КАК творит Симон, а в том, ИЗ ЧЕГО он творит. Драматургия Клера - Салакру филигранна, они выбирают из "Фауста" совершенно нетрадиционные для инсценировок и экранизаций сцены. В фильме вообще нет Маргариты и соответственно всей мелодраматической линии первой части поэмы, в качестве основного материала, в сильно переработанном, травестированном виде, используются народные легенды и эпизоды из второй части гетевского "Фауста", в которых речь идет о грандиозной государственной финансовой афере Мефистофеля и - отчасти - о любви-грезе Фауста и прекрасной Елены. Все это переработано таким образом, что предстает как бы в волшебном - единственно справедливом! - маленьком кривом зеркале камеры, еще сильнее заостряет философскую сатиру Гете и показывает нам, лилипутам, самих себя глазами Гулливера. Стилистика картины - чистый неореализм.

Словом, все было бы идеально, если бы не финал. К сожалению, р-революционный, левацкий, я бы сказал, хэппи энд несколько смазывает общее впечатление, хотя - посочувствуем Клеру - и трудненько было б найти иной исход для таких вот негероических, мелкотравчатых Фауста и Мефистофеля, одинаково, в общем, проваливающихся в преисподнюю, а лучше сказать, размывающихся в небытие волнами победоносного народного бунта. Он же, бунт, надо полагать, и есть то самое прекрасное мгновение, которое должно остановиться - и прервать физические и нравственные мучения Фауста.

Думаю, что в 1950-м Рене Клер не знал, конечно, каково на самом деле это "прекрасное мгновение", но не сомневаюсь и в том, что художественное чутье изменило ему. А жаль, ведь если б не последние пять минут, в целом классическая картина была бы подлинным шедевром на все времена. Таким, как ее литературный первоисточник.

Рецензия: В. Распопин