костюмная приключенческая комедия Продолжительность: 122 Франция 1961 Режиссер: Анри Декуэн Продюсер: Элен
Дассонвилль, Ален Пуаре Сценарий: Сесиль Сен-Лоран, Жеральд Деври В ролях: Жан Маре, Жан Рошфор, Клодин Оже,
Энрике Мария Салерно, Жан-Франсуа Порон, Жан Лара, Филипп Лемер и др Музыка: Жорж ван Пари Оператор: Пьер Пети
23.06.2003
Жан Маре скачущий, Жан Маре фехтующий, Жан Маре любезничающий с
дамочками, Жан Маре в роли 50-летнего д' Артаньяна (ой, не такого,
совсем не такого, как у Дюма, но, право слово, вполне достоверного в том
мифологическом ряду, для которого д' Артаньян, порожденный Дюма, лишь
отправная точка) при дворе юного Людовика XIV, словом, Жан Маре,
возможно, в лучшей (разумеется, если исключить картины Кокто) своей роли
в коммерческом кинематографе.
А кроме Жана Маре, еще и молодой Жан Рошфор, в импозантности слегка
уступающий Рошфору нынешнему, зато здоровенный и хитрющий, как
какой-нибудь бургундский крестьянин, да еще и исполняющий роль вольного
бандита-художника, с одинаковой легкостью выходящего сухим из мутной
воды не менее влиятельного, нежели королевский, "Двора чудес" и
обретающего в конце-концов исполнение заветных желаний в... Бастилии,
где, обрядившись в чужую маску, может теперь безбедно и сытно
жить-поживать, в ус не дуть... А надоест - так и сбежит, как сбегал
откуда угодно и когда угодно тыщу раз - такие вот мы, бургундские!..
И те самые дамочки, конечно же, кокетливые, разновозрастные, как
теперь говорят, гламурные, что, по-моему, означает влюбленные в самих
себя француженки. И еще Железная Маска, он же брат-близнец Людовика
Филипп (по Дюма), здесь названный Анри, тоже скачущий, прыгающий,
фехтующий, влюбленный, с легкостью необыкновенной эту самую маску
снимающий и надевающий... И драки, драки, драки нон-стоп.
Впервые смотрел эту великолепную павильонную, однако оставляющую
отчетливое впечатление натуры, вольной воли и свежего воздуха, чепуху
еще году в 65-м - 66-м, будучи 10-летним мальчишкой, ну и, ясное дело,
фехтовал потом на даче с крапивой и лопухами да кокетничал в кустах
сирени-черемухи с воображаемыми француженками разных лет и мастей,
непременно до безумия влюбленными в меня, как же, натурально д'
Артаньяна... Точно так же, как мой отец, задолго до этих событий
насмотревшись трофейных лент с Дугласом Фербенксом, скакал, вопия
нечленораздельно, по закаменским крышам, воображая себя не то Зорро, не
то Тарзаном. Пацаны, одно слово.
Пересматривая фильм сегодня, тщетно пытался заставить себя не
увлекаться, отмечать несуразности, наивности и прочие приметы времени и
жанра. Минут пятнадцать продержался, а потом бросил это бесполезное
занятие и... скакал, дрался, фехтовал, кокетничал с обольстительными
разновозрастными француженками, каковые (актрисы) уж, наверно,
давным-давно быльем поросли.
А коли так - ЧТО тогда всё это "нагромождение нелепостей", чего
тогда стоят все эти скучные рассуждения всех этих скучных Мопассанов,
никогда, вероятно, не бывших мальчишками, не фехтовавших с крапивой и
лопухами, не произносивших срывающимся, ломающимся, будущим баритоном
страстных монологов зазаборным кустам сирени-черемухи.
И что? А ничего - смотрите, обязательно смотрите старое кино - и да
здравствуют пацаны и наши отцы, умевшие до конца оставаться мальчишками!
Да здравствует Дюма, его дети и внуки, дети и внуки его внуков,
настоящие французы! И дай нам всем Бог до последнего вздоха оставаться
пацанами, д' Артаньянами, романтиками, хоть и, может, посмеивающимися с
высоты прожитого полтинника, в кулак над несуразицами-нелепостями, но в
любой миг готовыми влезть на дерево, оттуда перепрыгнуть на крышу - и в
бой, ребята, за правое дело! Один за всех!..