Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЖИЗНЬ ДЭВИДА ГЕЙЛА

остросюжетная драма
Продолжительность: 130
США 2003
Режиссер: Алан Паркер
Продюсер: Николас Кейдж, Алан Паркер
Сценарий: Чарлз Рэндолф
В ролях: Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Лора Линни, Габриел Манн, Мэтт Крэйвен и др.
Музыка: Алекс Паркер
Оператор: Майкл Серезин


02.07.2003

Тема борьбы за отмену смертной казни поднимается в американском кино довольно часто. Из лучших назову картину примерно пяти-шестилетней давности "Мертвец идет" ("Приговоренный к смерти пошел"). Свежая лента известного мастера Алана Паркера вновь поднимает проблему и решает ее в жанровом пограничье "драма/детектив/триллер" со свойственным этому режиссеру умением основательно нагнетать зрительское напряжение на всем немалом протяжении картины от начала до финала, пусть и предсказуемого, но тем не менее достаточно впечатляющего.

Фильм представляет собой историю в истории. Первая - журналистское расследование, осуществляемое молодой репортершей с помощью влюбленного в нее юноши, с целью доказать невиновность приговоренного к смертной казни за изнасилование и последующее изощренное убийство жертвы преподавателя, доктора философии и яростного борца за отмену этого вида наказания. Вторая - психологически убедительный и якобы правдивый рассказ о самом себе и всей этой истории осужденного, затеянный жертвой правосудия в расчете не на спасение, а, по его словам, лишь на посмертное оправдание в глазах сына, отнятого у него неверной женой.

Детективная интрига обеих драматических линий - социальной и личной - заключается в том, что все участники и соучастники псевдопреступления, за исключением, разумеется, властных органов, против которых эта акция направлена, и журналистов - так сказать, борцы народного сопротивления против (кажущейся таковой им, борцам, но ведь могут быть и другие мнения, столь же убедительные и справедливые, как-то: "Вор должен сидеть в тюрьме" - бр. Вайнеры; "Око за око, зуб за зуб" - Господь наш, Создатель) антигуманной политики американских властей и законодателей. И некоторые из них, как пламенные революционеры, кладут собственные несложившиеся жизни на алтарь великой борьбы.

Впечатление от фильма складывается двойственное. С одной стороны, убедительнейший образ главного страдающего героя (отличная работа Кевина Спейси), с другой - явно неинтересная или непонятная для самой актрисы роль журналистки, и в итоге судорожная какая-то, ненатуральная игра Кейт Уинслет, изображающей нечто среднее между героиней Франки Потенте ("Беги, Лола, беги") и персонажем Джоди Фостер ("Молчание ягнят") с заламыванием рук, взрыдываниями и прочими приемами (о, ужас, ужас!) в духе р-романтических постановок провинциального театра. То же и драматургия: вроде бы вполне достоверная житейская драма, отягощенная радикальными убеждениями главного героя, - и изрядно заштампованный детективно-ужастиковый сюжет в духе то ли американского "черного" романа 30-х, то ли "черного" же полицейско-производственного кино 90-х.

В общем, окрошка с пикантными ингредиентами. Они, ингредиенты, сами по себе, может, и хороши, - квас, однако, зашибает. К тому же всё это длинно порой до монотонности. Не решаюсь посему ни рекомендовать картину к обязательному просмотру, ни призывать обойти ее вниманием. Решайте сами, уважаемые читатели, а психику детей и подростков поберегите: зрелище не для них - ни на уровне проблемы, ни на уровне эстетики.

Рецензия: В. Распопин