остросюжетная драма Продолжительность: 130 США 2003 Режиссер: Алан Паркер Продюсер: Николас Кейдж, Алан Паркер Сценарий: Чарлз Рэндолф В ролях: Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Лора Линни, Габриел Манн, Мэтт
Крэйвен и др. Музыка: Алекс Паркер Оператор: Майкл
Серезин
02.07.2003
Тема борьбы за отмену смертной казни поднимается в американском
кино довольно часто. Из лучших назову картину примерно пяти-шестилетней
давности "Мертвец идет" ("Приговоренный к смерти пошел"). Свежая лента
известного мастера Алана Паркера вновь поднимает проблему и решает ее в
жанровом пограничье "драма/детектив/триллер" со свойственным этому
режиссеру умением основательно нагнетать зрительское напряжение на всем
немалом протяжении картины от начала до финала, пусть и предсказуемого,
но тем не менее достаточно впечатляющего.
Фильм представляет собой историю в истории. Первая - журналистское
расследование, осуществляемое молодой репортершей с помощью влюбленного
в нее юноши, с целью доказать невиновность приговоренного к смертной
казни за изнасилование и последующее изощренное убийство жертвы
преподавателя, доктора философии и яростного борца за отмену этого вида
наказания. Вторая - психологически убедительный и якобы правдивый
рассказ о самом себе и всей этой истории осужденного, затеянный жертвой
правосудия в расчете не на спасение, а, по его словам, лишь на
посмертное оправдание в глазах сына, отнятого у него неверной женой.
Детективная интрига обеих драматических линий - социальной и личной
- заключается в том, что все участники и соучастники псевдопреступления,
за исключением, разумеется, властных органов, против которых эта акция
направлена, и журналистов - так сказать, борцы народного сопротивления
против (кажущейся таковой им, борцам, но ведь могут быть и другие
мнения, столь же убедительные и справедливые, как-то: "Вор должен сидеть
в тюрьме" - бр. Вайнеры; "Око за око, зуб за зуб" - Господь наш,
Создатель) антигуманной политики американских властей и законодателей. И
некоторые из них, как пламенные революционеры, кладут собственные
несложившиеся жизни на алтарь великой борьбы.
Впечатление от фильма складывается двойственное. С одной стороны,
убедительнейший образ главного страдающего героя (отличная работа Кевина
Спейси), с другой - явно неинтересная или непонятная для самой актрисы
роль журналистки, и в итоге судорожная какая-то, ненатуральная игра Кейт
Уинслет, изображающей нечто среднее между героиней Франки Потенте
("Беги, Лола, беги") и персонажем Джоди Фостер ("Молчание ягнят") с
заламыванием рук, взрыдываниями и прочими приемами (о, ужас, ужас!) в
духе р-романтических постановок провинциального театра. То же и
драматургия: вроде бы вполне достоверная житейская драма, отягощенная
радикальными убеждениями главного героя, - и изрядно заштампованный
детективно-ужастиковый сюжет в духе то ли американского "черного" романа
30-х, то ли "черного" же полицейско-производственного кино 90-х.
В общем, окрошка с пикантными ингредиентами. Они, ингредиенты, сами
по себе, может, и хороши, - квас, однако, зашибает. К тому же всё это
длинно порой до монотонности. Не решаюсь посему ни рекомендовать картину
к обязательному просмотру, ни призывать обойти ее вниманием. Решайте
сами, уважаемые читатели, а психику детей и подростков поберегите:
зрелище не для них - ни на уровне проблемы, ни на уровне эстетики.