драма Продолжительность: 92 США 2002 Режиссер: Филипп Нойс Продюсер: Уильям Хорберг Сценарий: Кристофер Хэптон, Роберт Шенккан
(по роману Грэма Грина) В ролях: Майкл Кейн, Брендан
Фрэйзер, До Ти Кан Йен, Цима, Рэд Сербеджиа, Роберт Стэнтон, Холмс
Осборн, Куан Хай и др. Музыка: Крэйг
Армстронг Оператор: Кристофер Дойл
07.07.2003
Роман Грэма Грина, по которому снят фильм Филиппа Нойса, я читал
очень давно, лет 30 назад, совершенно его не помню, под рукой - дабы
обновить впечатления - не имею, потому и не буду ничего говорить о
картине как экранизации. За исключением лишь одного наблюдения: роман
вышел в свет в 1955 г., повестует о событиях 1952-го, происходящих
задолго до вьетнамской катастрофы США, следовательно, эпилог к фильму -
дело рук Нойса и сценаристов, к книге отношения не имеющий, но в картине
вполне закономерный. Эпилог, просто перечисляющий основные политические
события вьетнамской и мировой истории двух последующих десятилетий,
логично и достаточно тонко вводит ленту в кинематографический ряд,
повествующий о вьетнамской войне, делая ее к этому ряду своего рода
прологом.
Более-менее означенный пролог удачен, поскольку короток, не грешит,
как мне кажется, вкусовыми воляпюками, не грешит также приключенческими
перипетиями в ущерб драматическому содержанию, изобилует крупными
планами в целом справляющихся с ролями актеров, особенно же органичного,
умеющего играть не только позой или взглядом, но всем существом Майкла
Кейна. В то же время, в картине нет, кажется, чего-то главного, чего-то
такого, что заставило бы зрителя навсегда запомнить именно этот фильм не
как пролог к иным, а сам по себе, как художественный текст.
История, в самых общих чертах, такова. Во французском Вьетнаме, где
начались революционные беспорядки, по-видимому, уже давным-давно живет
корреспондент лондонской газеты, человек пожилой, умный, опытный и
безусловно одинокий, хотя и содержит он юную любовницу. В Англии у него,
конечно, есть семья, но есть она только потому, что жена-католичка не
дает герою развода. Ничто больше их не связывает. Здесь же герой,
несомненно в прошлом плейбой, встретил любовь - юную танцовщицу из
бедной вьетнамской семьи. Они любят друг друга, или, скорее, он любит
ее, а она ему отвечает за неимением лучшей возможности вообще и
конкретно - иной возможности выбраться из нищеты. Респектабельный
журналист время от времени поставляет более-менее острые корреспонденции
в свою газету, совершенно остепенился и об иной жизни не мечтает. У него
здесь свое устоявшееся общество, в котором все друг другу симпатизируют
и никто никому ничего по большому счету не должен. Идиллия, в общем.
Покой нарушается с приездом молодого симпатичного американца,
сотрудника какой-то общественной организации, на самом же деле - агента
ЦРУ, выполняющего правительственное задание с далеко идущими
политическими целями. Вместе с его прибытием учащаются теракты,
устраиваемые повстанцами, спокойные влажные звездные вечера в прибрежных
ресторанчиках уступают место тревогам, страхам, кровавым заревам и
грохоту пока отдаленной канонады. А кроме того, тихий американец
влюбляется в любовницу героя, на которой тот все обещает жениться, да
никак не может, ведь жена развода ему не дает.
Далее все действующие лица истории переходят в полосу испытаний и
испытаний этих не проходят: в общем, не желая ближнему зла и даже спасая
друг друга от смерти, друг друга же и предают все по очереди - журналист
обманывает свою пассию, сообщая ей, что получил от жены освобождающее
его от брачных уз письмо; танцовщица уходит к богатому молодому
американцу; последний же... Ну, шпион есть шпион и дела его шпионские,
не смотри, что вроде бы тихий.
Конец у этой истории хоть и не катастрофичный, но вполне
безрадостный, однако не буду раскрывать все карты - многие, вероятно,
еще не посмотрели картину.
Она безусловно хороша во всех второстепенных деталях: мастерская
режиссура, отменная игра Майкла Кейна, качественные съемки, достойное
бергмановских картин изобилие крупных планов, тревожная и мелодичная
музыка - все работает на подготовку финальной катастрофы, все передает
неизбывное одиночество человека в обществе и общества в мире, все
говорит о хрупкости и призрачности счастья, любви, человеческой жизни да
и самого мира. Однако все это подано как бы в дымке, как бы в подтексте,
в антураже; в финале же все конфликты, даже и собравшись в один узел, в
конечном счете не разрубаются, а таинственным образом саморасплетаются.
Катастрофы не происходит, соответственно и катарсис зрителем тоже не
переживается. И в данной конкретной истории это серьезный минус. Если
только, действительно, не рассматривать фильм Ф. Нойса как пролог к теме
вьетнамской войны.
Что ж, коли мы правильно угадали цель режиссера - картине следовало
дать "Оскара". Ну а когда нам эта цель просто пригрезилась - что ж,
американская академия, лишь номинировав "Тихого американца", поступила
правильно.
В любом случае посмотреть ленту можно и нужно, хотя бы ради ее
утонченной ауры и мастерской игры Майкла Кейна.