Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ (QUEST AMERICAN)

драма
Продолжительность: 92
США 2002
Режиссер: Филипп Нойс
Продюсер: Уильям Хорберг
Сценарий: Кристофер Хэптон, Роберт Шенккан (по роману Грэма Грина)
В ролях: Майкл Кейн, Брендан Фрэйзер, До Ти Кан Йен, Цима, Рэд Сербеджиа, Роберт Стэнтон, Холмс Осборн, Куан Хай и др.
Музыка: Крэйг Армстронг
Оператор: Кристофер Дойл


07.07.2003

Роман Грэма Грина, по которому снят фильм Филиппа Нойса, я читал очень давно, лет 30 назад, совершенно его не помню, под рукой - дабы обновить впечатления - не имею, потому и не буду ничего говорить о картине как экранизации. За исключением лишь одного наблюдения: роман вышел в свет в 1955 г., повестует о событиях 1952-го, происходящих задолго до вьетнамской катастрофы США, следовательно, эпилог к фильму - дело рук Нойса и сценаристов, к книге отношения не имеющий, но в картине вполне закономерный. Эпилог, просто перечисляющий основные политические события вьетнамской и мировой истории двух последующих десятилетий, логично и достаточно тонко вводит ленту в кинематографический ряд, повествующий о вьетнамской войне, делая ее к этому ряду своего рода прологом.

Более-менее означенный пролог удачен, поскольку короток, не грешит, как мне кажется, вкусовыми воляпюками, не грешит также приключенческими перипетиями в ущерб драматическому содержанию, изобилует крупными планами в целом справляющихся с ролями актеров, особенно же органичного, умеющего играть не только позой или взглядом, но всем существом Майкла Кейна. В то же время, в картине нет, кажется, чего-то главного, чего-то такого, что заставило бы зрителя навсегда запомнить именно этот фильм не как пролог к иным, а сам по себе, как художественный текст.

История, в самых общих чертах, такова. Во французском Вьетнаме, где начались революционные беспорядки, по-видимому, уже давным-давно живет корреспондент лондонской газеты, человек пожилой, умный, опытный и безусловно одинокий, хотя и содержит он юную любовницу. В Англии у него, конечно, есть семья, но есть она только потому, что жена-католичка не дает герою развода. Ничто больше их не связывает. Здесь же герой, несомненно в прошлом плейбой, встретил любовь - юную танцовщицу из бедной вьетнамской семьи. Они любят друг друга, или, скорее, он любит ее, а она ему отвечает за неимением лучшей возможности вообще и конкретно - иной возможности выбраться из нищеты. Респектабельный журналист время от времени поставляет более-менее острые корреспонденции в свою газету, совершенно остепенился и об иной жизни не мечтает. У него здесь свое устоявшееся общество, в котором все друг другу симпатизируют и никто никому ничего по большому счету не должен. Идиллия, в общем.

Покой нарушается с приездом молодого симпатичного американца, сотрудника какой-то общественной организации, на самом же деле - агента ЦРУ, выполняющего правительственное задание с далеко идущими политическими целями. Вместе с его прибытием учащаются теракты, устраиваемые повстанцами, спокойные влажные звездные вечера в прибрежных ресторанчиках уступают место тревогам, страхам, кровавым заревам и грохоту пока отдаленной канонады. А кроме того, тихий американец влюбляется в любовницу героя, на которой тот все обещает жениться, да никак не может, ведь жена развода ему не дает.

Далее все действующие лица истории переходят в полосу испытаний и испытаний этих не проходят: в общем, не желая ближнему зла и даже спасая друг друга от смерти, друг друга же и предают все по очереди - журналист обманывает свою пассию, сообщая ей, что получил от жены освобождающее его от брачных уз письмо; танцовщица уходит к богатому молодому американцу; последний же... Ну, шпион есть шпион и дела его шпионские, не смотри, что вроде бы тихий.

Конец у этой истории хоть и не катастрофичный, но вполне безрадостный, однако не буду раскрывать все карты - многие, вероятно, еще не посмотрели картину.

Она безусловно хороша во всех второстепенных деталях: мастерская режиссура, отменная игра Майкла Кейна, качественные съемки, достойное бергмановских картин изобилие крупных планов, тревожная и мелодичная музыка - все работает на подготовку финальной катастрофы, все передает неизбывное одиночество человека в обществе и общества в мире, все говорит о хрупкости и призрачности счастья, любви, человеческой жизни да и самого мира. Однако все это подано как бы в дымке, как бы в подтексте, в антураже; в финале же все конфликты, даже и собравшись в один узел, в конечном счете не разрубаются, а таинственным образом саморасплетаются. Катастрофы не происходит, соответственно и катарсис зрителем тоже не переживается. И в данной конкретной истории это серьезный минус. Если только, действительно, не рассматривать фильм Ф. Нойса как пролог к теме вьетнамской войны.

Что ж, коли мы правильно угадали цель режиссера - картине следовало дать "Оскара". Ну а когда нам эта цель просто пригрезилась - что ж, американская академия, лишь номинировав "Тихого американца", поступила правильно.

В любом случае посмотреть ленту можно и нужно, хотя бы ради ее утонченной ауры и мастерской игры Майкла Кейна.

Рецензия: В. Распопин