Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ШИК

трагикомедия
Продолжительность: 92
Россия - Украина - Германия - Франция - Италия 2002
Режиссер: Бахтияр Худойназаров
Продюсер: Рубен Дишдишян, Бахтияр Худойназаров
Сценарий: Олег Антонов
В ролях: Иван Кокорин, Александр Яценко, Артур Смольянинов, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Николай Фоменко, Елена Дробышева и др.
Музыка: Далер Назаров
Оператор: Владимир Климов


07.07.2003

"Усмешкой горькою обманутого сына..." - эту лермонтовскую строчку из хрестоматийной "Думы" вполне можно было бы поставить эпиграфом к новому фильму Бахтияра Худойназарова, прославившегося несколько лет назад "Лунным папой".

Эта его картина столь же поэтична, изящна и лирична, но драматическая и философская ее составляющие, составляющие сатирическая и трагическая (жанр можно было бы определить и как трагическую сатиру) заявлены здесь сильнее.

Южный приморский городок, быть может, Ялта, но, в сущности, это не так уж и важно, какой именно. Антураж выполнен в акварельных тонах и потому напоминает (или отсылает) одновременно эстетику Киры Муратовой и ранних фильмов Тенгиза Абуладзе. А поскольку речь идет о подростках, о тяжелейшей поре, когда они становятся юношами, да еще о подростках из неблагополучных семей, да что семей - из обвалившегося общества, лишенного идеалов и надежд, - то, естественно, и авторам, и зрителям вспоминается - не может не вспомниться - "Амаркорд" Федерико Феллини.

В таких, если угодно, декорациях и происходит моментами смешная, в общем, трагическая и по существу глубоко печальная история вхождения во взрослую сумасшедшую нашу жизнь трех друзей, один из которых влюбленно ненавидит молодую мачеху, другой вынужден нянчиться с матерью музыкантшей, решительно не справляющейся с нынешней ролью торговки чебуреками, которую ей приходится играть ради выживания усеченной семьи, а третий насмерть очаровывается статями чуть старшей его продавщицы рыбного магазина, еврейской девушки, скрывающей от всех тяжелую психологическую семейную драму. И все вместе три героя влюбляются в один шикарный английский костюм, ради приобретения которого (одного на троих... "Где наш галстук?" - помните сходную, но гораздо менее драматичную ситуацию из старого фильма "Добровольцы"?) идут на правонарушения, рискуя свободой и даже жизнью.

Однако костюмчик - пусть главный, но отнюдь не единственный мотив картины, как и пубертатный период со всеми его мучениями и прелестями - значительная, но не главная ее тема. Не главные же, но оттого не менее важные и отчетливо читающиеся в картине мотивы Ромео и Джульетты или Федры и Ипполита. Достаточно отчетливо выражаются авторами и прочитываются зрителями и многие-многие другие темы, отсылки, ассоциации. Их слишком много, чтобы перечислять, да и подаются они тонко, чаще всего именно как ассоциации, до предела наполняя картину гуманистическим, культурным, драматическим содержанием, но отнюдь не делая ее той самой постмодернисткой окрошкой, каких в нашем новом кинематографе, несмотря на финансовые проблемы, наштамповано уже великое множество. Все в новом фильме Б. Худойназарова гармонично и мастерски выстроено: смех и слезы, и смех сквозь слезы, романтизм и экзистенциализм, восток и запад, люди и нелюди, цитаты прямые и отсылки скрытые, картины узнаваемые и "племя... незнакомое", таланты зрелые и многообещающие новые артистические явления.

"Шик" - фильм о жизни вообще и о жизни молодой, протестующей против смерти и на гибель во имя любви обреченной, фильм многослойный, но краткий, стремительный и многозначный, безысходный и в то же время не отнимающий все надежды, словом, такой, как сама жизнь. Фильм о нас, обо всех нас, но прежде всего, несмотря на то, что главные его герои - совсем молодые люди, о нас, старших, "промотавшихся отцах", фильм - боль о человеке в стране и мире, которых (хорошими они там, в прошлом, были, или плохими - неважно) больше нет совсем, о потерянном, но гораздо более трагически, нежели в романах Хемингуэя и Ремарка, поколении, о юном человеке, приходящем жить в безвременье и безмирье, к разбитому корыту всего общества и родительского дома, задающем, вопия в пустыне, свои главные вопросы старшим обитателям нашего сегодняшнего и, увы, всегдашнего безвременья, и вопрошающем прежде и более всего собственных родителей, этот-то мир и эту-то страну в очередной раз со времен лермонтовских промотавшим, пусть не по своей воле, но уж по собственному безволью - точно, вопрошающих - безответно. Нам ведь и в самом деле нечего им сказать, нашим детям.

А самим себе?

Рецензия: В. Распопин