трагикомедия Продолжительность: 92 Россия - Украина - Германия - Франция - Италия 2002 Режиссер: Бахтияр Худойназаров Продюсер: Рубен Дишдишян,
Бахтияр Худойназаров Сценарий: Олег Антонов В ролях: Иван Кокорин, Александр Яценко, Артур
Смольянинов, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Николай Фоменко, Елена
Дробышева и др. Музыка: Далер Назаров Оператор: Владимир Климов
07.07.2003
"Усмешкой горькою обманутого сына..." - эту лермонтовскую строчку
из хрестоматийной "Думы" вполне можно было бы поставить эпиграфом к
новому фильму Бахтияра Худойназарова, прославившегося несколько лет
назад "Лунным папой".
Эта его картина столь же поэтична, изящна и лирична, но
драматическая и философская ее составляющие, составляющие сатирическая и
трагическая (жанр можно было бы определить и как трагическую сатиру)
заявлены здесь сильнее.
Южный приморский городок, быть может, Ялта, но, в сущности, это не
так уж и важно, какой именно. Антураж выполнен в акварельных тонах и
потому напоминает (или отсылает) одновременно эстетику Киры Муратовой и
ранних фильмов Тенгиза Абуладзе. А поскольку речь идет о подростках, о
тяжелейшей поре, когда они становятся юношами, да еще о подростках из
неблагополучных семей, да что семей - из обвалившегося общества,
лишенного идеалов и надежд, - то, естественно, и авторам, и зрителям
вспоминается - не может не вспомниться - "Амаркорд" Федерико Феллини.
В таких, если угодно, декорациях и происходит моментами смешная, в
общем, трагическая и по существу глубоко печальная история вхождения во
взрослую сумасшедшую нашу жизнь трех друзей, один из которых влюбленно
ненавидит молодую мачеху, другой вынужден нянчиться с матерью
музыкантшей, решительно не справляющейся с нынешней ролью торговки
чебуреками, которую ей приходится играть ради выживания усеченной семьи,
а третий насмерть очаровывается статями чуть старшей его продавщицы
рыбного магазина, еврейской девушки, скрывающей от всех тяжелую
психологическую семейную драму. И все вместе три героя влюбляются в один
шикарный английский костюм, ради приобретения которого (одного на
троих... "Где наш галстук?" - помните сходную, но гораздо менее
драматичную ситуацию из старого фильма "Добровольцы"?) идут на
правонарушения, рискуя свободой и даже жизнью.
Однако костюмчик - пусть главный, но отнюдь не единственный мотив
картины, как и пубертатный период со всеми его мучениями и прелестями -
значительная, но не главная ее тема. Не главные же, но оттого не менее
важные и отчетливо читающиеся в картине мотивы Ромео и Джульетты или
Федры и Ипполита. Достаточно отчетливо выражаются авторами и
прочитываются зрителями и многие-многие другие темы, отсылки,
ассоциации. Их слишком много, чтобы перечислять, да и подаются они
тонко, чаще всего именно как ассоциации, до предела наполняя картину
гуманистическим, культурным, драматическим содержанием, но отнюдь не
делая ее той самой постмодернисткой окрошкой, каких в нашем новом
кинематографе, несмотря на финансовые проблемы, наштамповано уже великое
множество. Все в новом фильме Б. Худойназарова гармонично и мастерски
выстроено: смех и слезы, и смех сквозь слезы, романтизм и
экзистенциализм, восток и запад, люди и нелюди, цитаты прямые и отсылки
скрытые, картины узнаваемые и "племя... незнакомое", таланты зрелые и
многообещающие новые артистические явления.
"Шик" - фильм о жизни вообще и о жизни молодой, протестующей против
смерти и на гибель во имя любви обреченной, фильм многослойный, но
краткий, стремительный и многозначный, безысходный и в то же время не
отнимающий все надежды, словом, такой, как сама жизнь. Фильм о нас, обо
всех нас, но прежде всего, несмотря на то, что главные его герои -
совсем молодые люди, о нас, старших, "промотавшихся отцах", фильм - боль
о человеке в стране и мире, которых (хорошими они там, в прошлом, были,
или плохими - неважно) больше нет совсем, о потерянном, но гораздо более
трагически, нежели в романах Хемингуэя и Ремарка, поколении, о юном
человеке, приходящем жить в безвременье и безмирье, к разбитому корыту
всего общества и родительского дома, задающем, вопия в пустыне, свои
главные вопросы старшим обитателям нашего сегодняшнего и, увы,
всегдашнего безвременья, и вопрошающем прежде и более всего собственных
родителей, этот-то мир и эту-то страну в очередной раз со времен
лермонтовских промотавшим, пусть не по своей воле, но уж по собственному
безволью - точно, вопрошающих - безответно. Нам ведь и в самом деле
нечего им сказать, нашим детям.