комедийная мелодрама Продолжительность: 129 США 1957 Режиссер: Билли Уайльдер Продюсер: Билли Уайльдер Сценарий: Билли Уайльдер, Хедор Даймонд (по роману Клода Ане) В ролях: Одри Хепбёрн, Гари Купер, Морис
Шевалье, Джон Макгайвер, Ван Дауд, Ольга Валери, Лиз Бурден и др. Музыка: Ф. Марчетти, М. де Пероди Оператор: Уильям Меллор
07.07.2003
О режиссере Билли Уайльдере мне уже приходилось писать дважды (см.
рецензии на фильмы "Бульвар Сансет" и "В джазе только девушки"
("Некоторым хочется погорячее") на нашем сайте). К сказанному ранее
добавить, в общем, нечего. Этот же его фильм вполне добротен и
драматургически, и с точки зрения режиссерского искусства, отмечен
превосходной операторской работой, хоть за пределы павильона камера,
кажется, ни разу на протяжении двух с лишним часов не выезжает,
мелодичным музыкальным лейтмотивом, безусловным исполнительским
мастерством голливудской суперзвезды середины века Гари Купера и - по-
моему, особенно - талантом Мориса Шевалье, но тем не менее являет собой
прежде всего стандартную голливудскую мелодраму - этакий бенефис для
Одри Хепбёрн.
Разумеется, особых тонкостей ни на уровне сценария, ни даже на
уровне исполнительского мастерства Хепбёрн искать здесь не приходится.
Это совершенно оперетточная история об американской мечте в условно
парижском антураже: скромная красавица виолончелистка, дочка заменяющего
ей мать родную парижского частного сыщика, девушка на первый взгляд
серьезная и несколько закомплексованная, короче говоря, Золушка,
насмерть влюбляется в стареющего американца, плейбоя, "владельца
заводов, газет, пароходов", путешествующего по странам и отелям в
поисках все новых и новых юбок. Дабы завоевать его сердце, героиня
искусно притворяется светской львицей, и прожженный бабник и авантюрист
не то что не раскусывает этого орешка "в один секунд", а, напротив, сам
влюбляется в прелестницу, начинает ревновать ее к вымышленным
любовникам, а затем и... Ну, короче, понятно, "Красотку" все смотрели,
"Любовь после полудня" - та же "Красотка" с той лишь разницей, что в
бенефисе Джулии Робертс и Ричарда Гира отсутствует третья звезда уровня
М. Шевалье.
Это все, однако, на внешнем уровне. По существу же черно-белый
уайльдеровский фильм почти полувековой давности на порядок лучше.
Почему? Потому что весь построен на внимании к человеку, на том, что
называется гуманистическим содержанием и что одно только и может
вытащить любую Золушку из какого угодно заурядного соседства. Секрет
вечной жизни сказки о Золушке в любви. Не в любви к ней принца, не в
любви к ней отца (хотя, конечно, отчасти и в этом), а в любви самой
Золушки ко всем окружающим, даже к мачехе и ее дочкам-чувырлам.
Ну не любит герой Гира героиню Робертс, не любит, а изображает
любовь, тогда как Золушка Янины Жеймо любит мачеху-Раневскую. И М.
Шевалье любит дочку-виолончелистку, и все ей прощает. Любит и она его,
как любит весь Божий мир. И потому зритель не просто сочувствует Одри
Хепбёрн, не просто влюбляется в нее, как влюбляются в виртуального
кумира, а как бы сам преодолевает рамки экрана, оказывается вместе с
героями то в гостиничном коридоре и номере, снимаемом плейбоем (кстати,
львиную долю экранного времени занимают в "Любви после полудня"
павильонные эпизоды, поскольку героиня может отдавать свиданиям только
два-три послеполуденных часа и не хочет огорчить своим увлечением отца),
то в квартире частного сыщика, то на вокзале, куда приходит вместе с
героиней проводить внявшего голосу совести миллионера. Потому и радуется
зритель счастливому, должному быть таким, но все же и капельку
неожиданному (слава Богу, герои остаются вместе!) хэппи энду, тогда как
хэппи энд в "Красотке" никаких сомнений ни на одну секунду с первого до
последнего кадра не вызывает (опять же потому что не любит он ее, да и
она ведь его тоже, а так только, позируют).
Героиня Одри Хепбёрн - любит, хотя и не должна бы, хотя и не за
что. О том и разговор. Потому и удачна эта во всем остальном банальная
фильма, едва ли не ровесница пятидесятилетних родителей "поколения
пепси" (как зачастую вообще старые картины, даже голливудские, удачнее
тех, что сделаны в 80-е и позже, удачнее, жизнеспособнее, потому что
гуманнее, потому что озабочены человеческим, хотя нередко и льстят ему,
человеку, и лгут о нем).
Интересно бы провести такой эксперимент в форме школьных занятий по
эстетике, отдав ему (какой ужас!) несколько уроков литературы - показать
старшеклассникам сначала "Любовь после полудня", а сразу вслед -
"Красотку". Сколько человек честно отдали бы преимущество мелодраме Б.
Уайльдера? Как в том анекдоте, "одна наша учительница, мама" или все же
не только она?