Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ГРАФИНЯ ИЗ ГОНКОНГА

мелодрама
Продолжительность: 99
Великобритания - США 1966
Режиссер: Чарлз Спенсер Чаплин
Продюсер: Чарлз Спенсер Чаплин, Джером Эпштейн
Сценарий: Чарлз Спенсер Чаплин
В ролях: Марлон Брандо, София Лорен, Сидни Чаплин, Чарли Чаплин, Типпи Эдрон, Патрик Каргилл и др.
Музыка: Чарлз Спенсер Чаплин
Оператор: Артур Айбетсон


16.07.2003

Последний фильм Чаплина, после него он выступал в кинематографе лишь в качестве композитора. В "Графине из Гонконга" престарелый маэстро сыграл крохотную эпизодическую рольку, на секунду осветив своей искрометной улыбкой довольно вялый и насквозь мелодраматический водевиль.

Что говорить, тяжело уходить из искусства, из любимого дела, каждый художник надеется спеть лебединую песню, а поклонники всегда ждут ее от него. Увы, мало в истории искусства лебединых песен, почти нет их и в кинематографе. Не получилась лебединая песня и у Чаплина.

Сюжет этого фильма строится вокруг неожиданного чувства, вспыхнувшего в груди сорокалетнего нью-йоркского воротилы (М. Брандо) к гонконгской протитутке из бывших, даме слишком уж знойной для русской аристократки-эмигрантки, за которую она себя выдает (С. Лорен). Чувство воротилы, впрочем, небезответно, хотя ведут себя влюбленные как персонажи фарса, разыгрываемого на провинциальной сцене. Если бы картина не была столь сентиментальна, она вполне могла бы сойти за комедию положений в духе совсем раннего Чаплина, впрочем, без самого Чаплина на экране. Так что даже и в этом случае, сами понимаете, действо было бы уже не то. При этом надо помнить, что Чаплин вполне умел хорошо снимать, не снимаясь сам. Свидетельство тому - картина "Парижанка" (см. рецензию на нашем сайте).

Спору нет, Брандо отличный - один из двух-трех самых лучших - актер послевоенного Голливуда; столь же очевидно и то, что София Лорен далеко не просто "знойная женщина - мечта поэта". Играть в водевиле вроде бы всегда есть что, да и стараются они оба, как старается и Сидни Чаплин, но художественного кино нет, есть среднестандартный, жеваный-пережеваный "мыльный" Голливуд, хотя фильм снимался и не в Голливуде. Точнее сказать - нет высокохудожественного, чаплиновского кино, когда на экране вся амплитуда актерских, режиссерских, драматургических, операторских и музыкальных возможностей, а еще больше - за экраном. В данном случае на экране скучная, вздорно-неправдоподобная сентиментальная история с потугами на юмор, а за экраном - печальный вздох зрителя: увы и ах, как говорил Иван Сергеевич Тургенев.

Ну меняет Брандо халаты с той же калейдоскопической скоростью, как и "выражения на лице", ну демонстрирует то слезы, то улыбки, а больше коленки и роскошный бюст Лорен, ну, прыгает еще она с палубы корабля в теплые лазурные волны (фильм, кстати, цветной) и красиво уплывает на отдаленный пляж, где дождется своего возлюбленного, принявшего окончательное решение развестись с богатой женой-блондинкой дабы безопасно любить брюнетку... А больше вот и сказать нечего. Ни сатиры вам, ни чувств, одна чувствительность. И та механически вымученная.

В прокате фильм закономерно провалился, ни в одном более-менее серьезном труде о Чаплине всерьез не фигурирует. У нас же его отчего-то частенько показывают по TV, меж тем как лучшие поздние ленты мастера на моей памяти в последний раз демонстрировались не позднее конца 80-х. Отчего бы, как вы думаете, уважаемые читатели, сие происходит?

Рецензия: В. Распопин