трагикомедия Продолжительность: 110 Италия 1951 Режиссер: Лукино Висконти Продюсер: Сильво Д' Анджело Сценарий: Сузо Чекки д' Амико, Франческо
Рози, Лукино Висконти (по идее Чезаре Дзаваттини) В ролях: Анна Маньяни, Тина Апичелла, Гастоне Ренцелли, Вальтер Кьяри,
Текла Скарано, Лилиана Манчини, Алессандро Блазетти, Марио Кьяри,
Витторио Глори, Джео Тапарелли и др. Музыка: Франко Маннино (на темы из оперы
Гаэтано Доницетти "Любовный напиток") Оператор: Пьеро
Порталуни, Поль Рональд
23.07.2003
Третий полнометражный фильм Лукино Висконти - драматическая
комедия, или, точнее, сатирическая мелодрама, а совсем уж точно -
трагикомедия, еще не подводящая итоги неореализму, а, скорее, предельно
расширяющая, размывающая его границы. Это история, предложенная Висконти
Чезаре Дзаваттини, автором сюжетов и сценариев знаковых
неореалистических картин, история о женщине из народа, услышавшей по
радио объявление известного кинорежиссера Алессандро Блазетти о поиске
для нового фильма маленькой девочки и со всей своей неукротимой волей,
отчаянным темпераментом пустившейся в заведомо обреченную авантюру с
кинематографом во имя лучшей судьбы для своей дочери. Очаровательная, но
совсем маленькая девочка не подходит режиссеру даже просто по возрасту,
не говоря уж о том, что ее соперницы из более благополучной социальной
среды превосходят ребенка и знаниями, и умениями.
Однако мать делает все возможное и невозможное, ссорясь с мужем,
вкладывающим все заработанные деньги в покупку новой квартиры, убеждая в
собственной правоте родственников и соседей, мучая ребенка, вступая в
контакт с неблаговидными представителями шоу-бизнеса. Женщина, до того
откладывавшая каждую лиру, заработанную тяжелым трудом частной
медсестры, теряет голову и отдает все накопленное нечистоплотному
помощнику режиссера.
Однако, потеряв голову, героиня - действительно, "самая красивая",
ярчайшая в этом послевоенном, сером, неблагоустроенном мире - не теряет
чести. Она - bellissima, она - народ, она - лучшая часть народа,
утратившего было честь под напором вождя-волкодава, а теперь с муками ее
восстанавливающего, она - женщина, жена и мать, та, кто не только сможет
прожить жизнь с достоинством, но и с достоинством же перенести крушение
иллюзий. Ведь она - душа Италии, значит - бессмертна.
Итак, ни чести, ни достоинства, ни - главное - совести героиня не
утрачивает даже и в ослеплении иллюзией. Не утрачивает она и простой
порядочности, солируя в общем дурдоме послевоенного нищенского бытия
коммуналки (режиссерское мастерство Висконти, давшего выразительнейший
портрет человека в коллективном снимке эпохи, просто потрясающе!),
оставаясь наедине с обманывающим ее и отпускающим ей недвусмысленные
сальные намеки молодым прохиндеем-киношником. Не утрачивает и
достоинства, наоборот - еще и приобретает его, отказываясь в конце
концов от своей мечты, когда, в финале картины, ошибочно принимает
глумливую реакцию режиссерского окружения на кинопробу дочери за мнение
самого Блазетти. И - стоит на своем радикально новом решении до конца,
теперь уж не отдавая осмеянного ребенка в руки этих самодовольных
господ, несмотря на то, что они предлагают ей договор, который позволил
бы супругам осуществить мечту о покупке новой квартиры, с тем, чтобы
выбраться наконец из старого клоповника в более достойную жизнь.
Добавим ко всему еще и то, что, по идее Дзаваттини, девочку
сотрудники "Чинечитты" должны были просто-напросто отбраковать. Висконти
перевернул финал, сделав его из мелодраматичного мелотрагичным,
одновременно реалистичным и небезнадежным: такие люди выживут несмотря
ни на что, такая женщина своего добьется, из нищеты выберется, сохранив
и честь, и достоинство, и семью, и надежду на лучшую долю для своего
ребенка.
Великая Анна Маньяни царит в картине и в каждом ее кадре, таком
узнаваемом для человека, видевшего не только современное голливудское
"мыло", но и "мыло" соцреализма, и не просто царит, а натурально
переживает катарсис чуть ли не в каждом эпизоде. (Оттого, может быть,
финальные, горькие слезы стареющей женщины у разбитого корыта иллюзии у
сегодняшнего зрителя катарсиса не вызывают, но и сочувствия мы не
утрачиваем.) Это для нее, величайшей драматической актрисы мирового
кино, естественно. Но при том каждая эпизодическая роль в фильме, каждый
шарж даны поразительно живо, выпукло. Люди и человечки, населяющие Рим
1951 года, совершенно правдоподобны и неистребимы. Такие мы были, такие
мы и есть: сошедшие в тираж второстепенные старые актрисы, с нахальством
молодых звезд пожирающие на чужих бедных кухнях последние съестные
припасы, мальчишки, не скрываясь подглядывающие за переодевающимися,
немолодыми, но еще красивыми женщинами (Маньяни было уже сорок три,
когда она снималась в этой роли), хлыщеватые бабники-прохиндеи, всегда
готовые и на сделки с совестью, и на преступления, привередливые
пациентки изработавшихся медсестер, пациентки, у которых ничего не
болит, кроме живота от обжорства, соседки-сплетницы, влезающие в наши
спальни, как в собственный клозет...
Этот контраст, в котором сталкиваются мир, какой он есть, и
героиня, хоть от мира сего, но не такая же, как мы, - особенная, столь
выразителен и заразителен, что позволяет Висконти натурально оживить
всех его участников. Более того - все они представляются совершенно
живыми и сегодня, а ведь мы пересматриваем картину, снятую более
полувека назад.
Впрочем, чего ж тут долго говорить - классика, одно слово.
Но - классика, которую мало кто смотрит, к сожалению, классика, о
которой широкий зритель сегодня почти забыл, как мало кто читает старые
книги о старом кино. А между тем в них можно многое почерпнуть.
Я говорю это потому, что хочу закончить свой отклик цитатами из
таких замечательных книг прежних лет (Лукино Висконти: Статьи.
Свидетельства. Высказывания. М.: Искусство, 1986; Л. Алова, О. Боброва.
Анна Маньяни и ее роли. М.: ВТПО "Киноцентр", 1990).
"В "Самой красивой" как бы сосуществуют два фильма:
хроникально-достоверный, как будто снятый скрытой камерой фильм о
Маддалене Чеккони и ее дочери Марии, и фильм, для которого как раз и
нужны только "самые красивые" девочки и который снимает "сам Блазетти"
под аккомпанемент "Любовного напитка" Доницетти - знаменитой арии
шарлатана.
Все многообразие, неоднозначность происходящего фокусируются в
живом и противоречивом образе Маддалены Чеккони. Она - героиня трагедии
и комедии одновременно. Трагедии невежества, бездуховности, суетности.
Комедии невежества, бездуховности, суетности. Настоящий народный
характер. Энергия, бьющая через край, только, к сожалению, впустую,
вокруг самого что ни на есть ничтожного повода. Маддалене и всем этим
женщинам, которые собрались во дворе киностудии в надежде урвать свои
крохи чуда, счастье видится рекламной картинкой, хэппи-эндом из
голливудского фильма (в картину нарочито вмонтированы эпизоды из
классических голливудских вестернов, которые не отрываясь ежевечерне
смотрит героиня. - В.Р.). Духовная элементарность, коллективное
наваждение, вера в самые невероятные мифы - все это социально-типично.
Так живет огромное большинство (вот она, классика - столь же актуальная
сегодня, как и полвека назад! А мы что смотрим в большинстве своем?.. -
В.Р.). Оболваненных, грезящих людей чуть ли не больше, чем людей
здравомыслящих. Но вина не их: таковы последствия существующего
порядка...
Висконти точно угадал исполнительницу. Только Маньяни с ее
уникальным талантом трагической и комедийной актрисы могла проиграть все
те разнообразные значения, которые были заложены в образе Маддалены
Чеккони. Может быть, в первый раз обе эти стихии ее дарования
сосуществуют одновременно. Все происходящее - каждая сцена, каждая
реакция, каждый поступок - задано как трагикомедия. Самые сильные
драматические эпизоды оборачиваются фарсом... С такой же легкостью
производит она и обратное превращение фарсовых сцен в трагические...
"Самая красивая" - необычный фильм для Висконти. Не характерны для
него ни сам жанр трагикомедии, ни открытые, откровенные, почти
шаржированные страсти. Такого стилистчиеского решения требовала от
режиссера тема - трагедия оболваненного, обманутого народа, которую он
ощутил, как одно из самых страшных, уродливых, разрушительных проявлений
нового времени. Фильм получился как бы "переходным" от
неореалистического кино с его сочувственным изображением "маленького
человека" к кинематографу 60-х годов, разоблачающему обывателя эпохи
"экономического бума", его суетную деловитость, наивную веру в чудеса...
В классическом неореалистическом фильме, если таковой сюжет и был
бы возможен, Маддалена обязательно проиграла бы, потому что она
проиграла в жизни. Здесь она выигрывает - так Висконти высмеивает
иллюзии и несбыточные мечты: происходит то, чего в действительности быть
не может" (Л. Алова, О. Боброва. Анна Маньяни и ее роли. С. 50, 53, 55).
"С первых жестов, с первых реплик Анны Маньяни в "Самой красивой"
мы чувствуем, что перед нами главное действующее лицо, которое поведет
нас за собой куда захочет... Эта переменчивость, эта мешанина
фантастического и практического, склонности к иллюзиям и реализма, эта
словно не ведающая себя женская чувственность, которая кажется то и дело
готовой уступить, но сдерживается чем-то очень глубоким, эта упрямая
верность, лежащая в основе натуры, это понимание мужчин и их желаний,
воспитанное прародительским опытом готовности к защите и умудренности в
ошибках, это чувство опасности, которую наша доблестная женщина несет в
себе, точно зная размеры той драмы, которую она может развязать, и эти
моменты слабости, тут же преодолеваемой, и привязанность к семье, и
поклонение детям, выражающее волю к могуществу семьи, стремление
заручиться гарантией избавления от бедности, надежду на лучшее будущее,
- все это есть в том сплаве, который Анна Маньяни дарит нам в этом
фильме, кажется, для того и созданном, чтобы она отважилась на одну из
самых смелых попыток, какие только может предпринять актриса" (Из
рецензии Коррадо Альваро, опубликованной в гжурнале "Il Mondo", 1952, N
2 / В кн.: Лукино Висконти: Статьи. Свидетельства. Высказывания. С. 123
- 124).