иронико-меланхолическая драма Продолжительность: 110 США 1961 Режиссер: Блейк Эдвардс Продюсер: Мартин Джуро, Ричард Шеппард Сценарий: Джордж Аксельрод (по роману
Трумена Капоте) В ролях: Одри Хепбёрн, Джордж
Пеппард, Патриция Нил, Микки Руни, Барри Эпсон, Алан Рид и др. Музыка: Генри Манчини Оператор: Франц Планер
23.07.2003
Классическая голливудская картина, снятая Блейком Эдвардсом в
пограничье драмы, сатирической комедии нравов и мелодрамы по мотивам
знаменитого романа одного из самых оригинальных американских писателей
Трумена Капоте, рассказывает историю любви типичного выбивающегося в
люди нью-йоркского писателя, в какой-то, вполне условной мере, вероятно,
alter ego самого Капоте, к нестандартной женщине с нелегкой судьбой,
обладающей одновременно недюжинной силой характера и - порой доходящей
даже до инфантильности - мягкостью души, потрясающим женско-мальчиковым
обаянием, всеми силами и способами стремящейся оторваться от существания
на грани бедности непременно посредством законного брака с миллионером,
однако способной к настоящей любви, доброте, дружбе, не умеющей никого
обижать - и обижающей, тем не менее, всех, кто ее любит.
Характер героини - счастливая находка писателя, выбор на главную
роль Одри Хепбёрн - стопроцентное попадание режиссера и продюсеров. Без
нее в картине, безусловно талантливой, органично сочетающей
остросатирические сцены прожигания жизни золотой немолодой молодежью
около искусства (отчетливо намекающие на знакомство американского
режиссера с шедевром Феллини "Сладкая жизнь") с эпизодами любовными и
адюльтерными, со сценами, ярко раскрывающими неизбывное экзистенциальное
одиночество человека вообще, нью-йоркца, в частности, тем более -
художника; в картине, тонко и глубоко раскрывающей двойственность
человеческого существа, одновременно тянущегося к любви, к общению с
себе подобными - и к одиночеству, без нее, Одри Хепбёрн, фильм лишился
бы сердца, души, того необщего выражения лица, которое способен придать
художественному произведению один только настоящий дар Божий.
Одри Хепбёрн таким даром, такой органикой обладала. Актриса и
женщина она была изумительная, тонкая, нервная, интеллигентная,
способная не просто к перевоплощению, но даже к многократному
перевоплощению в ограниченном пространстве одного фильма. Здесь она и
вечный ребенок, и стерва, и любящая сестра, и истеричка, и
мечтательница, и магазинная воровка, и неразборчивая любовница, и -
главное - женщина, способная к верной, самоотверженной любви-служению на
всю жизнь.
Любопытнее всего, что и главные и второстепенные персонажи мужского
пола, так или иначе соприкасающиеся с героиней, это понимают, или, если
не понимают, то ощущают. И даже когда используют ее в своих целях или
постелях, со всей очевидностью испытывают некоторое неудобство, а порой
и стыд - так, будто обидели ребенка или преданное животное.
Словом, аура картины создается прежде всего талантом и обаянием
Хепбёрн. Но - отдадим должное Б. Эдвардсу - какими же должен обладать
мастерством и мудростью режиссер, чтобы не только не помешать, но и
помочь актрисе выстроить роль без сучка и задоринки, а еще ж и все те
эпизоды, где она не задействована, сделать ей подчиненными, ее обаянию и
смыслу подвластными, суметь показать героиню восхищенными, влюбленными,
но и сверхтрезвыми глазами рассказчика (актер Джордж Пеппард работает
вполне профессионально, но никаким особым шармом в этой роли не
выделяется, что в данном случае скорее добавляет плюсов картине), то
есть, по сути, заглавного героя, - а ведь рассказчик-то не кто-нибудь -
сам Трумен Капоте, по заслугам литературный наследник и Фолкнера, и
Хемингуэя!
Несмотря на то, что "Завтрак у Тиффани" - фильм более чем
сорокалетней давности, чистая классика, и, следовательно, должен быть
читателю моих рецензий хорошо знаком, все же удержусь от пересказывания
сюжета - зрители молодого поколения, возможно, картину не видели. Тем
ярче будет их впечатление, тем большее удовольствие они получат, если
подарят себе два часа общения с новым для них старым фильмом, являющим
поистине нестареющий пример искусства кино, органично сочетающего в
одном тексте и полижанровость, и - при всей камерности этой истории -
занимательный сюжет, и - пусть сегодня кажущуюся чуть-чуть забавной - но
тем не менее вполне убедительную операторскую технику, и тонкий
психологизм содержания, и, конечно, прежде всего волшебную игру Одри
Хепбёрн.