драма Продолжительность: 82 Россия 2002 Режиссер: Федор Попов Продюсер: Федор Попов Сценарий: Виктор Мережко, Алла Сурина В ролях: Нина Усатова, Татьяна Мещеркина,
Анатолий Горячев, Сергей Гармаш и др. Музыка: Андрей Головин Оператор: Ломер Ахвледиани
29.07.2003
Они встречаются в поезде, следующем из Чечни в Москву, две русские
матери, молодая и пожилая. Первая, чеченский снайпер и жена крупного
бандита, спасая свою жизнь, убила одного из боевиков и теперь уносит
ноги дабы вырастить маленького сына, ранее тайно переправленного из ада.
Вторая отыскивает снайпершу, чтобы выменять ее сына на своего,
находящегося у бандитов в плену.
Третье действующее лицо в картине - продажный проводник, не
лишенный, в общем, некоторой человечности, однако морально гражданской
войной раздавленный.
Итак, две сильных женщины и слабый мужчина. У каждого своя драма,
полностью проясняющаяся далеко не сразу. В одном из эпизодов появляется
четвертый персонаж ленты - немолодой омоновец, тоже разыскивающий
снайпершу, тоже не лишенный человеческого облика, но и в той же мере
расчеловеченный, как и все прочие герои фильма, расчеловеченный этой
бредовой бойней, в которой никому неизвестно, кто прав, кто виноват.
Камерная, очень театральная постановка, выводящая перед зрителем по
сути правдивые человеческие образы, к сожалению, представилась мне
малоудачной по причине прежде всего неубедительной игры Татьяны
Мещеркиной, в полном несоответствии с ролью бесконечно впадающей в
истерику, более свойственную латинским мыльным операм про ненастоящие
страсти, нежели трагической истории двух народов, совершающейся на наших
глазах. Нина Усатова сыграла, конечно, лучше, но в ее случае, по-моему,
авторам не хватило психологически убедительной мотивации поступков: как
бы ни была проста ее героиня, сколь бы ни толкало ее отчаяние на
шпионскую авантюру, вряд ли гордая женщина (а именно такой, в общем,
изображает ее Усатова) отчаялась бы на подобный шаг.
Зато Анатолий Горячев разыграл свою роль как по нотам. В его случае
драма подлинна, драма маленького постсоветского человека, для которого
воровать - значит сначала выжить, а потом, как попривыкнет, и жить -
значит воровать, пользоваться слабостью ближнего и общества, решительно
отчужденного от человека.
В целом фильм Федора Попова, очень короткий по метражу, умелый в
плане нагнетания саспенса, представляется как бы недоработанным, видится
скорее как любопытная заявка, нежели по-настоящему интересный
художественный текст. Глубоко трагический по замыслу, он оборачивается
скорее всего мелодрамой, несмотря даже и на финал, одновременно и
трагический, и нелепый.
Не знали ли авторы, что делать им с выжившей снайпершей? Или - так
же, как все мы - что делать нам с самими собой, не прекращающими
калечить друг друга и самих себя в нашей истории - бесконечной
братоубийственной войне, войне, войне?..