мелодрама Продолжительность: 101 Россия 2003 Режиссер: Виталий Москаленко Продюсер: Евгений Зобов, Александр Литвинов Сценарий: Лиана Королева, Александр
Бородянский В ролях: Татьяна Яковенко,
Алексей Нилов, Сергей Безруков, Татьяна Лютаева, Алексей Кравченко,
Сергей Рубеко, Александр Баширов и др. Музыка: Алексей Рыбников Оператор: Юрий Невский
29.07.2003
Красивый, трогательный фильм о поздней любви, в меру наделенный и
сентиментальностью, и юмором, и намеренной сказочностью, и житейской
правдивостью в частностях, а в общем исполненный тонкого чувства стиля,
превосходно разыгранный популярными обаятельными актерами, радующий глаз
среднерусскими летними пейзажами, очень мелодичный, причем не только
благодаря замечательной музыке и песне Алексея Рыбникова, но мелодичный
именно драматургически. Словом, фильм как песня, как гимн любви и
радости жизни - поистине народное кино.
Сюжет совершенно непритязателен: у героини, деловой женщины средних
лет, чей муж изменяет ей с секретаршей, обнаруживается злокачественная
опухоль. Друзья решают не сообщать ей об этом в течение месяца, пока
больную не осмотрит знаменитый врач, ныне отсутствующий. Любящий, но
непрощенный муж приобретает две путевки в подмосковный санаторий, однако
жена ехать с ним отказывается. Тогда он передает свою путевку нанятому
провинциалу, пытающемуся пробиться в большую литературу. В санатории
героиня меняется номерами с взбалмошной соседкой, сразу же положившей
глаз на писателя. Больная тоже влюбляется в него. Ему же, разумеется,
нравится героиня, но обхаживать-то он по договору должен, вроде бы,
взбалмошную соседку...
Комедия положений, она же мелодрама, она же - музыкальная
история...
Отдельная песня - КАК, с каким видимым удовольствием играют все -
ВСЕ - актеры! Какой мягкий сатирический шарж набрасывает, например, А.
Баширов, стопроцентно точно изображая курортного массовика-затейника и
фотографа-любителя, персонажа определенно зощенковского... А уж как
хорош С. Безруков в роли неверного мужа, кающегося, но и всю
бессмысленность, бесполезность раскаяния понимающего, то стыдящегося
своих порывов, то злящегося на себя за них, - нет слов. Доподлинен в
каждом движении, смотришь - и стыдишься за самого себя, не понаслышке
ситуацию представляющего. Ну а Т. Лютаева в роли озабоченной соседки -
по-моему просто высший пилотаж.
Все, все замечательно хороши, даже несколько сладковатый А. Нилов,
всем - сочувствуешь. И это ведь не где-нибудь, а в мелодраме, или,
правильнее, наверное, сказать - в мелокомедии, поскольку оба жанра в
этом фильме задействованы на равных правах, отчего картина только
выигрывает: чувствительность не позволяет разгуляться сатире, юмор,
пронизывающий сентиментальное содержание, придает ему житейской и
художественной убедительности.
Резюмирую так, решительно не боясь крупного аванса: с полным
основанием можно сопоставить новую картину Виталия Москаленко с такими
классическими лентами, как "Служебный роман" Эльдара Рязанова и "Москва
слезам не верит" Владимира Меньшова (или - точнее - с его же "Завистью
богов"). И "Жизнь одна" в этом сопоставлении, пожалуй, не проиграет.