Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

комедия
Продолжительность: 108
США 1940
Режиссер: Джордж Кьюкор
Продюсер: Джозеф Л. Манкевич
Сценарий: Доналд Огден Стюарт (по пьесе Филиппа Берри)
В ролях: Кэтрин Хепбёрн, Кэри Грант, Джеймс Стюарт, Рут Хасси, Джон Хауард, Джон Холлидэй, Мэри Нэш, Роулэнд Янг, Рекс Эванс и др.
Музыка: Франц Ваксман
Оператор: Джозеф Руттенберг


29.07.2003

Классика Голливуда, один из самых популярных фильмов с участием Кэтрин Хепбёрн, актрисы, хоть и не сыгравшей Скарлетт О' Хару, однако в большинстве своих лучших ролей воплощавшей на экране разнообразные маски именно этой, может быть, главной героини североамериканской культуры. Скарлетт О' Хара, персонаж романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", как известно, представляет собой праматерь независимой женщины США, личность сильную, волевую, упрямую. Ее предшественница в литературе - несомненно героиня комедии Шекспира "Укрощение строптивой", как и вообще, конечно же, эта пьеса - сюжетообразующий каркас эпопеи Митчелл.

В фильме Джорджа Кьюкора, весьма успешного голливудского режиссера, открывшего кинематографу многих впоследствии знаменитых актрис, в том числе и Кэтрин Хепбёрн, последняя играет роль такой строптивицы, умело повелевающей богатым, родовитым, но неблагополучным семейством, роль разведенной жены, втайне, может быть, сама о том не подозревая, продолжающей любить своего мужа, организующей новое замужество, едва не отдающейся накануне свадьбы подосланному в усадьбу первым мужем репортеру желтого журнальчика и после долгих водевильных перипетий, живо чередующихся с ироническими бытовыми и сатирико-философскими сценами, возвращающейся в объятия любимого и единственного первого мужа (Кэри Грант), твердо пообещав исправиться, то есть, по-видимому, перестать быть строптивицей. В последнее решительно не верится - не такова суть образа, не такова Кэтрин Хепбёрн, не такова, наконец, и Кэт - героиня шекспировой пьесы, заставившая своего Петруччо с ней считаться, но ведь заставившая и себя считаться с ним.

Вообще пьеса Филиппа Берри, послужившая литературным материалом для сценаристов картины "Филадельфийская история", представляется чисто дочерним предприятием "Укрощения строптивой", с поправками, разумеется, на время и место действия. В фильме есть вторая любовная линия, более сложная и значительная, нежели в комедии великого англичанина, - ее представляет пара заезжих журналистов, в которой мужчина - типичный американский начинающий писатель, мечтающий о славе Марка Твена, а пока через не могу подрабатывающий папарацци, женщина же - своего рода alter ego главной героини, ее смягченное отражение, эдакое слегка заболоченное чистенькое озерцо, в котором, однако, водятся, быть может, куда более крутые черти; есть в картине и младшая сестра строптивой - совсем юная девочка, которая со временем, пожалуй, обставит старшую сестру по всем статьям.

Мужские образы, несмотря на звездный состав исполнителей, возглавляемый Кэри Грантом (обаятельным, красивым, мужественным, американским дальше некуда), до женских, пожалуй, не дотягивают, за исключением, разве что, отца семейства героини - низкорослого аристократа, пьяницы и бабника, как бы сошедшего на экран с подмостков русского, прежде всего чеховского водевиля. К сожалению, у этого персонажа нет достойной пары в виде приятеля или слуги - вдвоем они сделали бы ироническую, а в иных эпизодах и сатирическую картину по-настоящему смешной.

Вообще фильм достаточно легкий, темпераментный и неглупый, но, как это свойственно почти всем голливудским комедиям, юмором не брызжущий. Он позволяет улыбаться, но не смеяться. Причиной тому, может быть, и серьезная социально-психологическая проблематика, которую фильм ненавязчиво поднимает (проблемы эмансипации, социального неравенства, сатира на отживающую аристократию, но в неменьшей степени и на победившую буржуазию), однако, скорее всего, сам тип американской смеховой культуры, для нашей ментальности несколько прямолинейный, чтобы не сказать примитивный.

Тем не менее "Филадельфийская история", лента более чем 60-летней давности, заслуженно считается кинематографической классикой, именно как таковая воспринимается сегодня, смотрится с начала и до конца с неослабевающим интересом прежде всего благодаря отличному сценическому материалу, грамотной режиссуре и блистательной игре Кэтрин Хепбёрн, одной из великих драматических актрис Голливуда, впоследствии написавшей несколько ярких автобиографических книг и на склоне лет скончавшейся совсем недавно. Почтим ее память, с благодарностью пересматривая несколько имеющихся в нашем прокате лент, таких как "Филадельфийская история", "Американская королева", "Лев зимой" (см. рецензии на нашем сайте).

Рецензия: В. Распопин