костюмная мелодрама Продолжительность: 101 Австрия - Германия 1955 Режиссер: Эрнст Маришка Продюсер: Карл Эрлих Сценарий: Эрнст Маришка В ролях: Роми Шнайдер, Карл
Хайнц Бем, Магда Шнайдер, Густав Кнут, Ута Франц, Вилма Дигишайр, Йозеф
Майнрад, Петер Вик, Сента Венграф, Вальтер Рейер и др. Музыка: Антон Профес Оператор: Бруно Монди
29.07.2003
Первый фильм так называемой "Альпийской трилогии" австрийского
режиссера Эрнста Маришки, фильм открывший не только удивительную
красоту, но и подлинное артистическое дарование дотоле малоизвестной
Роми Шнайдер.
Вполне возможно, чрезвычайно, до приторности, романтизированная
пасторальная история баварской принцессы, ставшей женой и - здесь -
"боевой подругой" австрийского императора Франца Иосифа, была бы
доведена Маришкой до трагического финала (Елизавета, или, как ее
называли близкие, Сисси была в 60-летнем возрасте убита итальянским
террористом), однако Роми, после третьей серии почувствовавшая себя
пленницей "мыльной оперы", бежала во Францию, где будучи уже знаменитой
и любимой европейским зрителем опытной актрисой, начала карьеру мировой
звезды, оборвавшуюся столь же трагически, но гораздо ранее, нежели
оборвалась судьба императрицы Елизаветы, как бы давшей юной актрисе
"путевку в жизнь".
Интересно, что зрелая и уже много на своем веку испытавшая Роми
Шнайдер сыграет Елизавету еще раз. Но это будет уже совсем другой образ,
психологически и исторически правдивый, образ не пасторальный, а
драматический. Немудрено - фильм ("Людвиг") снимал сам Висконти,
трезвейший политический аналитик, мудрый историк и великий художник, как
мало кто другой умевший работать с актерами.
Но до той поры еще далеко, сейчас 17-летняя Роми играет счастливую
баварскую принцессу, изящную, сильную и глубоко порядочную девушку,
влюбленную в мир-пленэр, в большой и дружный родительский дом.
Естественно, этот мир-пейзаж населен не реальными крестьянами, а
пейзанами, умытенькими коровками и собачками, красноперыми птичками и
беспроблемными милыми аристократами, втайне, а то и напоказ обожающими
как друг друга и охоту, так и вовсе не аристократические рыбалку, пиво и
свиные ножки.
Фильм, как и пейзаж, совершенно бесконфликтен, в нем, в полном
согласии с придворным искусством любого времени и любого народа, в
полном согласии с самым придворным из всех придворных искусств -
соцреализмом если и есть хоть какая-нибудь борьба, то непременно борьба
хорошего с еще лучшим. Все персонажи просто замечательны: и папа, и
мама, и сестрички - божьи коровки, все друг друга любят и понимают, и с
улыбкой мирятся с такими славными маленькими слабостями ближних, как,
например, непомерное чадолюбие мамаши, или чревоугодие во всем остальном
просто замечательного отца семейства.
Словом, перед нами очень дорогостоящая "мыльная опера" для большого
экрана, опера необременительной чувствительности, парад нарядов,
драгоценностей, альпийских пейзажей и прочих красот видового кино.
Любопытно, однако, что фильм хорошо смотрится и сегодня, несмотря на
почти полное отсутствие драматургии. Нет, диалоги вполне хороши,
актерские работы, пусть сладкие, но тоже достойные. Есть даже
юмористический персонаж веселого туповатого вояки, по уши влюбившегося в
нашу принцессу и сделавшегося ее преданнейшим слугой, настолько
преданным, что никак не может устроить личную жизнь, поскольку вынужден
следовать за Елизаветой во всех ее многочисленных разъездах. Впрочем,
развитие этого характера главным образом последует во второй и третьей
сериях картины, здесь же он успевает только заподозрить в принцессе
шпионку, выставить себе в глупом виде, ну и ошарашенно узнать в
подозреваемой будущую императрицу.
Если и есть в картине некий драматический конфликт, он заключается
в "ударе молнии", одновременно поразившем молодого Франца Иосифа и
Сисси, чья вспыхнувшая любовь друг к другу заставила императора, во всем
зависящего от чопорной политиканки матери, отказаться от запланированной
женитьбы на старшей сестре Елизаветы и, вопреки воле родителей, жениться
на юной баварской принцессе, чья миссия - облагородить погрязший в
политических интригах и войнах австрийский двор - будет на наших глазах
осуществляться в следующих сериях картины столь же неправдоподобно легко
и одновременно чересчур красиво.
В чем-в чем, а в неправдоподной красоте пейзажа, нарядов,
человеческих отношений и - главное - божественной Роми Шнайдер (все-таки
живущей в этой неподвижной картине, все-таки наращивающей характер своей
героини, в отличие от совершенно статичных, хоть и милейших всех
остальных персонажей) отказать фильму Ф. Маришки никак нельзя. А там,
где она, красота, присутствует, присутствует что-то еще, пусть и нет
искусства с большой буквы. Это что-то - по-видимому, зрительское,
человеческое сочувствие, ведь всем нам так недостает в жизни красоты, за
которую мы порой готовы принять просто красивость. И что, так ли уж это
плохо?..