мюзикл Продолжительность: 166 США 1964 Режиссер: Джордж Кьюкор Продюсер: Джек Л.
Уорнер Сценарий: Элан Джей Лернер (по пьесе
Бернарда Шоу "Пигмалион") В ролях: Одри Хепбёрн, Рекс Харрисон, Стэнли Холлоуэй, Уилфрид
Хайд-Уайт, Глэдис Купер, Джереми Брэтт, Теодор Байкел и др. Музыка: Фредерик Лоу Оператор:
06.08.2003
Кто такой Пигмалион, знают все. Если кто не знает - сообщу:
мифологический древнегреческий скульптор, по воображению (или, может, с
образа приснившейся богини - грек как-никак!) сваявший статую прекрасной
женщины, названной им Галатеей, да влюбившийся в предмет собственного
изготовления так, что ни о каких других соплеменницах (а равно и о
соплеменниках - опять же грек!) и помыслить не хотел. Что прикажете
делать богам? Правильно - оживили статую, а то ведь помрет болезный и
никого из них больше не сваяет, хоть каждую ночь снись ему понапрасну.
Тему, таким образом, следует формулировать как Художник и модель.
Тема, стало быть, древняя, но всегда современная. А раз современная, то,
значит, трактовать ее вполне позволительно не только в высоком штиле, но
и с хитрым прищуром глаз. Что и сделал великий английский сатирик второй
половины XIX - первой половины ХХ вв., драматург Бернард Шоу.
А что он сделал?
Он сочинил пьесу "Пигмалион", так сказать, отослав понимающего к
теме, поднятой в незапамятные времена (и, значит, предложив ему еще раз
поразмыслить над многовековой культурной, социальной и психологической
проблематикой), но пьеса эта повествовала о проблемах современного Шоу
общества. Никаких, конечно, богов, да и скульпторов со скульптурами тоже
никаких.
Лондон начала ХХ столетия, кэбы вперемешку с авто, но кэбов больше,
дамы метут улицы платьями, джентльмены не оббивают вареные яйца с тупого
конца ложечкой, а срезают скорлупу ножом...
Два средних лет господина, прогуливаясь по периферийным кварталам,
наблюдают отчаянную девчонку-тараторку, торгующую на базаре цветами. "Вы
только послушайте, полковник, КАК она говорит!" - заявляет один другому.
Говорящий - профессор-лингвист и слушающий - отставной военный, оба -
убежденные, типичные, лондонские холостяки. Они заключают пари, согласно
которому профессор за небольшой срок научит симпатичную неумытую
девчонку, оказавшуюся дочерью мусорщика, разговаривать и вести себя как
настоящая леди.
Далее у Шоу профессор, измучившись сам и измучив героиню, пари
выигрывает, но, как и должно быть в пьесе под названием "Пигмалион",
холостяцкую свою жизнь проигрывает, сам успев и Галатею свою заставив
вдоволь поиздеваться над чопорными глупыми господами из высшего света и
не менее господ чопорными и глупыми "слугами" из народа. Заодно,
впрочем, посмеяшись над самим собой - он ведь тоже по-своему чопорный
господин, хоть и ведет себя как белая ворона.
Итак, сатира на нравы. А кроме того, пьеса Б. Шоу содержит в себе
еще и отменную мелодраму. Эта-то мелодраматическая линия "Пигмалиона"
стала драматургической основой мюзикла американского композитора
Фредерика Лоу "Моя прекрасная леди", многие годы с аншлагом шедшего на
Бродвее, равно как неменьшей популярностью пользовался и другой мюзикл
Лоу - "Камелот".
В 1964 г. успешный голливудский режиссер Джордж Кьюкор, знаменитый
более всего тем, что умел как мало кто другой открывать молодые
актерские дарования (главным образом среди прекрасного пола),
экранизировал популярный спектакль. Фильм, в кинематографическом плане
ничего особенно интересного не являющий, стал тем не менее классикой
благодаря участию в нем очень талантливой и еще больше обаятельной
звезды экрана Одри Хепбёрн и - в данном случае - мало в чем уступившему
ей Рексу Харрисону. Не забудем, конечно же, и о не утратившей до сих пор
заслуженной популярности музыке, замечательно мелодичной музыке Ф. Лоу.
Но главное, конечно, - игра Одри Хепбёрн. Она как бы и не играет
свою влюбленную Золушку, а живет на экране. За ней очень интересно
наблюдать. Можно даже отключить звук и лишить себя удовольствия слушать
прелестные мелодии и - удовольствия сомнительного - не слишком умные
пикировки персонажей (от реплик героев пьесы Шоу они очень далеки!) -
просто смотреть за тем, как живет актриса - глазами, губами, жестами: то
грубыми, простецкими, бесшабашными, то непонимающе-неповоротливыми - как
у нерадивых школьников, то вдруг грациозными, изящными,
волшебно-пластичными, как балерина...
В конце 90-х гг. американцы перевели старую целлулоидную ленту на
видеоносители и подарили ей тем самым вторую жизнь. Тогда же, в конце
90-х, компания "Премьер В-Ф" выпустила кассету в России. Если кто-то
этот фильм еще не видел - посмотрите, друзья, а потом, конечно же,
обязательно прочтите пьесу Шоу. И то и другое запомнится вам, мюзикл
обогатит эмоционально, пьеса же - интеллектуально. А духовное, да и
душевное богатство дорогого стоит.