полицейский триллер Продолжительность: 113 США 2002 Режиссер: Кристофер Нолан Продюсер: Пол Дж. Уитт, Эд
Макдоннелл Сценарий: Хилари Сейц В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк, Мора
Тирни, Мартин Донован, Никки Кэтт, Пол Дули и др. Музыка: Дэвид Джулиан Оператор: Уолли
Пфистер
06.08.2003
Картина из добротных, но несколько натужных и скучноватых, как
всегда бывает в Голливуде, когда из банального триллера авторы пытаются
вытянуть драму. В результате до драмы не дотягивают - не тот материал, а
криминальную историю затягивают - сюжет, как правило, весьма и весьма
изъезженный, этакой раскрутки не выдерживает, а картина в прокате если
не проваливается, то быстро утрачивает популярность, несмотря даже и на
участие в ней звезд первой величины. И в любом случае подобный фильм -
на один просмотр.
"Бессонница" Кристофера Нолана, замечательная в плане операторской
работы (летние панорамы Аляски вполне хороши сами по себе, без всяких
сыщиков-разбойников... и еще, читатель: когда о женщине говорят, что у
нее красивые глаза...), любопытна, кроме того, и тем, что объединила
двух первостепенных голливудских актеров, ранее, кажется, в одном фильме
не встречавшихся. Роли антагонистов сыщика и разбойника, на поверку
выходящих почти что товарищами по несчастью, сыграли соответственно Аль
Пачино и Робин Уильямс. Здорово сыграли, ничего не скажешь, только вот
играть им было нечего.
Пачино - лос-анджелесский следователь из убойного отдела,
подставленный мафией и находящийся, можно сказать, под следствием,
забрасывается тем не менее (или как раз потому) в помощь аляскинским
копам, расследующим дело об убийстве местной школьницы. Он мучается
размышлениями, как сколько-нибудь достойно спасти шкуру и репутацию,
мучается бессонницей из-за предпенсионного возраста, обострившейся
вследствие резкой смены часовых поясов, наконец мучается совестью,
потому что ненамеренно застрелил своего молодого напарника, который,
вообще-то, вполне достоин пули, потому что именно он и подставил героя.
Уильямс - убийца девушки, тоже, кажется, вполне достойной быть
убитой (я не открываю никаких тайн - "Бессонница" никак не детектив, а
триллер, да и триллер-то не единожды виденный и на непредсказуемость не
претендующий), - немолодой и, видать, не шибко прославленный сочинитель,
тоже мучается: неудовлетворенным честолюбием, переходным возрастом и,
надо полагать, глубоко скрытой склонностью к садизму и педофилии.
Третий мучающийся персонаж картины - молодая копша (Х. Суонк),
только что с учебной скамьи, защитившая диплом на основе лучших дел
персонажа Пачино. Она мучается потому, что партнеры по "цеху" - мужики,
и ей не шибко доверяют, а также потому, что она их обязательно умнее
(пресловутая голливудская политкорректность), наконец, потому что в два
счета вычисляет, что убил напарника сам ее производственный кумир, а
объявить об этом народу она то ли не хочет, то ли не может, то ли не
решается.
Все второстепенные персонажи картины тоже мучаются - кто чем.
Поэтому, вероятно, мы и должны счесть "Бессонницу" драмой. А также
потому еще, что Пачино и Уильямс мучаются с претензией на социальную
критику: подгнило, блин, что-то в датском королевстве, а что - сами не
поймем, но определенно подгнило - пахнет так, что "не заснуть мне снова,
не заснуть": то ли крыса в подполе сдохла, то ли матка не сегодня-завтра
на голову обрушится.
Вот так они все мучаются (Пачино и особенно Уильмс, по-моему,
неожиданно даже для самого себя переигравший крестного отца всех времен
и народов, - разумеется талантливо и зрелищно) часа полтора, после чего
начинают отчаянно носиться взад-вперед по пленэрам Аляски, невзирая на
почтенный возраст и не разбирая, где вода, где суша, палить из
табельного и охотничьего оружия и мордовать друга чем под руку попадет.