Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




О ШМИДТЕ

драма
Продолжительность: 125
США 2002
Режиссер: Александер Пейн
Продюсер: Гэри Джеймс, Майк Безман
Сценарий: Александер Пейн, Джим Тэйлор (по роману Л. Бэгли)
В ролях: Джек Николсон, Кэти Бэйтс, Хоуи Дэвис, Дермот Малруни, Конни Рэй, Ховард Хессман и др.
Музыка: Рольфи Кент
Оператор: Джеймс Гленнон


06.08.2003

Жил-был хороший финансист Шмидт. Хорошо жил. А потом его отправили на пенсию, проводили как должно с тостами и спичами и оставили отдыхать, чего делать он решительно не умел.

Жила-была у финансиста жена, миссис Шмидт, скромная милая пожилая домохозяйка. А потом ее мужа, Шмидта, отправили на пенсию и скоро она среди полного здоровья умерла от инсульта, пылесося ковер на полу.

Жила-была финансистова дочь, своевольная компьютерщица, как водится, жила она вдали от стариков, в другом городе, тоже ничего себе, хорошую работу имела и в последнее время даже нашла жениха.

Такова экспозиция, честное слово, друзья, первой некриминальной голливудской драмы, настоящей драмы, которую я видел если не вообще, то, по крайней мере, в последние десять лет.

Оставшись один, Шмидт прошел всю амплитуду метаний выброшенного на обочину жизни отживающего человека, совершил путешествие в собственное детство и несколько нероковых, но психологически и философски важных ошибок, встретил нескольких старых знакомых и вовсе незнакомых людей, в которых заглянул, как в самого себя, и самого себя в них увидел, а в итоге этого своего последнего путешествия к самому себе герой в какой-то мере постиг смысл жизни и в горьких очищающих душу слезах примирился с судьбой.

Об этом - фильм А. Пейна, в этом - вечная драма жизни и настоящего искусства.

"О Шмидте" - фильм практически для одного актера: Джек Николсон, единожды надев и почти ни на миг не снимая маску бесстрастия, нет, окаменения, царит в одиночку (ну, почти в одиночку - блистательная Кэти Бэйтс в своем эпизоде, правильнее сказать - роли второго плана без видимых усилий ему соответствует), причем именно царит - живет в роли, страдает, а не красиво позирует, как во всех почти последних его бенефисных видовых картинах, или фильмах, где он появляется на пять минут в качестве свадебного генерала.

"О Шмидте" - высший пилотаж работы режиссера и сценаристов: это и очень удачная адаптация литературного произведения, и захватывающая "скучная" (в чеховском смысле) история, и фильм-монолог человека из массы, и дневник "лишнего человека", причем дневник - в прямом смысле, ибо картина построена как исповедь героя Джека Николсона, еще при жизни жены от бессмысленности существования затеявшего сделаться отцом по переписке маленькому африканскому мальчику-сироте, перед которым он письменно и исповедуется.

"О Шмидте" - драма в чистом виде, картина задумывалась именно как драма, социальная и психологическая, как драма она исполнена, идеально во всех нюансах. То есть и в плане драматургическом - полубытовое-полужитийное, вполне символическое странствие вынужденного переоценить мироустройство, самого себя и смысл бытия состарившегося маленького человека, мнившего себя большим, иными словами последний, истинный путь души человеческой, еще не отделившейся от человеческого тела; и в плане психологическом - рождение личности перед смертью человека; и в плане социальном - что они, "все наши подлости и мелкие злодейства", все службы и службишки, все деяния и брыкания, гордыни и предубеждения перед лицом вечности, в которую все уйдем, но мало кто войдет; и в плане художественном - печальна участь человеческая вообще, данная - конкретно, а участь гениально сыгранных Джеком Николсоном и Кэти Бэйтс стариков - одновременно в высшей степени типична и символична; и, наконец, в плане собственно кинематографическом - "О Шмидте" есть, по-моему, не что иное как адекватная по художественному мастерству команды создателей картины вариация на тему культового фильма 70-х "Беспечный ездок". Точнее не вариация - а прямое его продолжение, так сказать, беспечный ездок сорок лет спустя.

В самом деле, таковы они и стали теперь в массе своей, наши правильные, пристойно-достойные отцы, а ваши, мой юный читатель, деды, когда-то в одной половине земного шара, закатив до колен широкие штанины и закатав рукава поверх накачанных в армии бицепсов, осваивавшие целину, в другой - прикрыв чресла собственной прической и покуривая марихуану, протестующие на пляжах и рок-тусовках против буржуазных нравов. Такими они стали теперь, герои и просто люди 50-х - 60-х. Такими становимся мы. Такими когда-то предстоит стать вам. Всем, кто доживет, кто перенесет обязательные утраты и прощания (ибо жизнь - гораздо больше мужество перед лицом неизбежных потерь, чем радость от отнюдь необязательных обретений), кто выдержит непременную - и всегда единственную, главную, смертельную встречу - с самим собой.

Об этом прекрасная, почти невозможная в сегодняшнем Голливуде (да и не только в Голливуде) реалистическая драма А. Пейна, да, конечно, политкорректно отмеченная киноакадемией, но и без труда обойденная внешне блестящим, а по сути, как обычно, фантастическим то бишь типичным, стандартным, одноразовым мюзиклом "Чикаго"...

Рецензия: В. Распопин