фантастический боевик Продолжительность: 103 США 2003 Режиссер: Джонатан Мостоу Продюсер: Марио
Кассар, Эндрю Вайна, Хэл Либерман и др Сценарий: Джон Бранкато, Майкл Ферри В ролях: Арнольд Шварценеггер,
Ник Стал, Клэр Дэйнс, Кристанна Локен, Дэвид Эндрюс и др. Музыка: Марко Белтрами Оператор: Дон Бёрджесс
13.08.2003
Кэмероновскую дилогию о Терминаторе видели, наверное, все. Поэтому
нет смысла распространяться о ее содержании. А оно, несомненно, было.
Был отчетливо явленный страх перед ядерной войной, многие годы грозившей
вот-вот разразиться в результате противостояния двух сверхдержав, был
страх окончательной утраты человечеством не просто лидирующего положения
в природе - страх утраты духовности, даже просто одушевленности в мире,
грозящем сделаться механическим. Все эти вполне закономерные, совершенно
серьезные опасения решались в форме фантастического боевика-антиутопии,
где антиутопии было уж никак не меньше, чем боевика.
В новой, совершенно очевидно не последней серии, думается, недаром
снятой не Кэмероном, а Мостоу, антиутопией и не пахнет. Это уже в голом
виде боевик, вроде бы про то же самое, ан нет - там, где нет содержания,
или, точнее, где содержанием являются пальба и автомобильные погони с
одновременным погромом не только всего, что движется, но и того, что
вроде бы прочно стоит на месте, - там нет и искусства.
Впрочем, никаких сколько-нибудь серьезных задач авторы третьего
"Терминатора" перед собой, вероятно, и не ставили. Со времени "Судного
дня" изменились технические возможности, Шварценеггер, конечно,
постарел, но не так уж и сильно, Кэмерон снимать отказался (потому что в
первых двух картинах исчерпал тему) - всё не беда и всё не проблема:
громоподобный боевик окупится, зритель, с каждым годом мельчающий,
запрашивающий все меньше и меньше о человеке и все больше и больше о
разнообразных нелюдях, никуда не денется, тем более, что мы ему в
качестве главного врага человечества подсунем уж не Роберта Патрика, а
крутогрудую Барби, которой нипочем не только полгорода разнести в
металлолом, но и самого Шварца по первое число отмутузить.
А все остальное - по стандарту: конец света не отменен, а отложен,
преследуемый и защищаемый мальчишка - последняя надежда человечества за
десять лет вырос из ах, шалуна в парня с трудной судьбой, изгоя и
наркомана, однако вполне способного, того, завязать и с помощью старого
друга Терминатора и ни о чем не подозревающей девчонки, чей папаша в
форме сильно старался, чтоб все было как надо, но не распознал в
разработанной им компьютерной программе чуму человеческой цивилизации,
способного, ясен пень, спасти мироздание. Что и претворяет в жизнь, но
не до конца, потому как надо же оставить хвостик сюжета для последующих
продолжений, где опять - на еще более крутом техническом уровне - все
будет взрываться, полыхать и проваливаться в тартарары от ударов пудовых
кулаков бывшего Конана, нынешнего (вечного - серийная же модель)
Терминатора и непременно будущего губернатора, с непередаваемым
артистизмом умеющего доводить собственный невыразительный взгляд до
совершенно уж стеклянного.
Все эти сетования тем не менее нисколько не умаляют чисто зрелищных
достоинств нового стремительного боевика, по-моему, за истекший
голливудский сезон-полтора лучшего, во всяком случае оставившего с
носом, например, вторую "Матрицу", тоже ведь содержательными
достоинствами не блеснувшую, что бы там ни утверждали адепты киберпанка.