мелодрама с элементами мистики Продолжительность: 95 Италия - Франция - ФРГ 1981 Режиссер: Дино Ризи Продюсер: Пио Анджелетти, Адриано де Мичели Сценарий: Бернардино Дзаппони, Дино Ризи В ролях: Марчелло
Мастроянни, Роми Шнайдер, Ева Мария Майнеке, Вольфганг Райсс, Михаэль
Крёхер и др. Музыка: Риц Ортолани, Бенни Гудман Оператор: Тонино Делли Колли
13.08.2003
Один из последних фильмов с участием Роми Шнайдер, быть может,
самой красивой, гармонически и трагически красивой актрисы европейского
кинематографа. Вряд ли эту картину можно считать по большому счету
удачной как произведение искусства, удачной для крепкого комедиографа
Дино Ризи и для Марчелло Мастроянни, скорее пропозировавшего, нежели
прожившего здесь трагическую историю человека, безвозвратно утратившего
настоящую, единственную любовь, а с ней и радость бытия.
Зато лента "Призрак любви" стала лебединой песней Роми Шнайдер, в
течение фильма умиравшей снова и снова несколько раз - как бы
предсказывая свою скорую смерть уже не в кино.
В статье, посвященной Роми и опубликованной в ноябрьском номере
журнала "Кинопарк" за 1998 год, кинокритик Нина Цыркун пишет об актрисе,
из фильма в фильм повторяющей, развивающей один и тот же "...образ
женщины, которая ищет в мужчинах идеал, хотя и понимает, что идеальных
людей нет": "Мужчины, которые оказываются рядом, всегда грубее и
эгоистичнее и всегда слабее в любви. Как в "Призраке любви" Дино Ризи,
где Нино (Марчелло Мастроянни) долго сопротивляется призраку некогда
любимой женщины, покоряясь ему, только окончательно лишившись рассудка"
(С. 57).
В общем, в этой небольшой цитате все самое необходимое и о картине,
и о ее главных героях сказано. Стоит добавить еще, что режиссер, по всей
вероятности, задумывал снять драму, драму о том, что настоящая любовь в
человеческой жизни может быть только одна и потому надо ее всеми силами
беречь, драму о невозвратимости не только счастья, но и самого себя,
способного быть счастливым. Сюжет, окрашенный мистической дымкой, -
герой, давно забывший о том, что когда-то умел гореть, случайно
встречает в автобусе старуху, чьи черты напоминают ему о былой
возлюбленной (или саму эту возлюбленную, которая давно умерла рака,
однако вот никак не может успокоиться там, за гранью, поскольку все еще
любит своего ничем не выдающегося бывшего), теряет покой и
воспоминаниями призывает и призывает привидение, до тех пор, пока не
сходит с ума, - сюжет требовал от режиссера и актеров акробатического
хождения по грани реальности и мистики, в пограничье между драмой и
мелодрамой. На грани и в пограничье удержаться авторам не удалось -
почему, гадать не стану, может быть, из-за неудачной работы Мастроянни.
Получилась явная мелодрама с мистическими аксессуарами, этакая
предшественница (или идея) позднейшего и популярнейшего американского
"Привидения", мелодрама, в которой "готика", усиленная еще и элементами
криминального триллера, зачастую перетягивает одеяло на себя, желая
испугать - и скорее не в тему веселя зрителя своей голливудской
вычурностью и разрушая ведущую гармонию печальной любовной мелодии,
одновременно скромной и пронзительной, могущей и должной быть во всей
этой истории единственной.
А в общем, несмотря ни на что, фильм производит все же приятное
впечатление, благодаря замечательной музыке и, конечно, Роми Шнайдер -
уходящей, единственной, неповторимой, прекрасной и трагической, как
утраченная любовь.