Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





БУМЕР

драма
Продолжительность: 110
Россия 2003
Режиссер: Петр Буслов
Продюсер: Сергей Члиянц
Сценарий: Денис Родимин, Петр Буслов
В ролях: Максим Коновалов, Сергей Горобченко, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Яна Шивкова, Людмила Полякова, Анастасия Сапожникова, Василий Седых, Евгений Крайнов, Алексей Зайцев, Виталий Альшанский, Олег Семисотов, Михаил Лукашов, Филипп Рыба, Алексей Ошурков, Анатолий Кощеев.
Музыка: Сергей Шнуров
Оператор: Даниил Гуревич


27.08.2003

О дебютной картине третьекурсника ВГИКа Петра Буслова "Бумер" написано уже много, и в Сети, и в специализированных журналах. Желающих ознакомиться могу отослать хотя бы к августовскому номеру журнала "Premiere", где, помимо заслуженных командой создателей лестных оценок их работы, дано любопытное интервью с режиссером, из которого можно кое-что узнать о Буслове как человеке без сомнений неординарном.

В этом интервью он заявил о том, что считает своим кинематографическим учителем Василия Шукшина. Это понятно, впрочем, из самого фильма, без словесных деклараций. "Бумер" - современная, по-сегодняшнему куда более жесткая, но в то же время и с неменьшей долей мелодраматизма, вариация на темы "Калины красной". С той лишь разницей, что Шукшины-актеры каждый год не рождаются, и поэтому то, что выносил на своих плечах один Василий Макарович, здесь ребята тянут вчетвером. Как ни хорошо тянут актеры, до Шукшина они, конечно, не дотягивают: и молоды еще ("Калина"-то как-никак завещание мастера), и главное ведь для художника, наряду с талантом, - судьба, ей же еще надобно время, чтобы сложиться. А вот у самого Буслова вкупе со сценаристом Родиминым, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, похоже есть все возможности, чтобы - нет, не заменить, конечно, Шукшина - достойно продолжить славную линию по-настоящему, а не декларативно народного русского серьезного кино.

Раздаваемые (и не только мною) комплименты - не аванс. Мы на самом деле давно не видели такого глубокого и - главное - художественного проникновения в нашу жизнь.

Я не буду здесь рассказывать содержания картины: те, кто ее еще не видел, непременно что-нибудь о ней слышали, а значит обязательно посмотрят. Не буду ни хвалить, ни критиковать саундтрек. При всей точности (и одновременно неточности, спорности, точнее оспариваемости всей плотью фильма) лобового высказывания Сергея Шнурова "никого не жаль", оно вполне уместно, как вполне уместно (то есть как минимум не портит художественного впечатления) общее его музыкальное решение картины. Не буду также лишний раз распространяться об идеально точной, неброской и вместе с тем глубоко эмоциональной камере Даниила Гуревича, молодого высокого профессионала, погибшего вместе с группой Сергея Бодрова. И не буду говорить о той замечательно тонкой, умеренной, явленной лишь там, где это художественно необходимо, образованности авторов фильма, то бишь умении использовать кинематографические цитаты (в частности, приводимые из столь разных лент, как, например, наша "Два бойца" и "Бонни и Клайд" Артура Пенна) не в качестве самоцели, а именно по художественному существу. Я даже не буду говорить об исполнителях ВСЕХ - главных и эпизодических - ролей, безусловно справившихся с ними очень и очень хорошо. Скажу вот о чем.

Главное, что трогает, поражает, радует в первой картине совсем молодого человека, режиссера Петра Буслова, это, по-моему, такт, мера, взвешенность, с которыми показаны современные Егоры Прокудины, в сущности ведь отребье, бандиты, пусть не всегда по своей воле, пусть подчас желающие выбраться из той трясины, в которой живут и обречены умереть. Бандиты показаны не нелюдью, а людьми, такими же, в общем, как все мы, или такими, какими мы теоретически могли бы стать, сложись наша жизнь иначе, чем сложилась, но при этом они, люди братвы, напрочь лишены романтического ореола, против которого так страстно возражал в свое время на собственной шкуре знающий, что это такое - уголовники Варлам Шаламов.

И потому, именно потому герои у Буслова вышли живые, не персонажи, а именно герои, хоть и вообще-то антигерои они. Но ведь и мы с вами, обычные живые люди, интересны не потому что герои или антигерои, а именно потому что мы живые, РАЗНЫЕ люди. И нами-то, не героями и не антигероями, а людьми и занимается от века настоящее искусство, которому разнесчастные, но совестливые и способные не только на распальцовку, но и за ночь починить из ничего БМВ или, как прекрасной недоступной женщине, погладить ножку березке Прокудины куда интереснее каких-нибудь бессердечно-благообразных и ни на какие движения души не способных Корлеоне.

Замечательный фильм в жанре "дорога судьбы", пусть чуть-чуть теряющий темп в последней трети, пусть (на мой вкус) злоупотребляющий ненормативной лексикой, пусть временами излишне назидательный (он построен как цепь преступлений и почти мгновенно следующих ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ наказаний), но в целом по самому большому счету художественный, снятый людьми, имеющими что сказать зрителю и ясно понимающими, что именно они хотят сказать. Все это и само по себе дорогого стоит, а в данном случае, в случае, когда почти шедевр создает команда совсем молодых людей, - и подавно.

Обязательно посмотрите картину и не удерживайте от просмотра подростков: высокое искусство никогда никому не вредит.

Рецензия: Виктор Распопин