Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВОИНЫ

боевик
Продолжительность: 90
США 1979
Режиссер: Уолтер Хилл
Продюсер: Лоренс Гордон, Фрэнк Маршалл
Сценарий: Дэвид Шейбер, Уолтер Хилл (по роману Сола Юрика)
В ролях: Майк Бек, Дебора ван Валькенбург, Джеймс Римар, Марселино Санчес, Дэвид Харрис, Брайан Тайлер, Том Маккинтрин и др.
Музыка: Барри де Ворсон,
Оператор: Эндрю Ласло


11.09.2003

Третий фильм в режиссерской карьере автора "Красной жары" и "48 часов", снят по роману Сола Юрика и являет собой короткую, жесткую и жестокую повесть в духе "Вестсайдской истории" (действие происходит, скорее всего, в 60-е или начале 70-х) про одиссею девяти членов разноцветной молодежной банды, называющей себя "воинами", по требованию некоего высшего руководства без оружия явившихся с Кони Айленда в Бронкс на всеобщую сходку шпаны, подставленную там и вынужденную, по разным причинам теряя бойцов, как герой древнегреческого эпоса своих товарищей, в течение кошмарной ночи, для них длинной, как для того же героя - дорога от Трои до Итаки, добираться домой, то скрываясь от противоборствующих банд, полиции и других ловушек и неприятностей, ожидающих их на пути, то с боем сквозь преграды прорываясь.

Некоторое сходство с компьютерными играми в картине имеется, однако лишь незначительное. Добротный сценарий и мастерская режиссура, внимательная камера и ненавязчивый, но впечатляющий саундтрек, а также профессиональная, серьезная работа молодых актеров, чьи персонажи не только вызывают сочувствие, но и запоминаются, выводит, как мне представляется, этот фильм из разряда обычных боевиков на уровень хорошего жанрового кино. К тому же и образцы, к которым фильм отсылает ("Вестсайдская история", например, или известная работа на эту же тему Ф.Ф. Копполы), будучи с точки зрения художественного мастерства и вкуса их создателей безупречными, придают картине Хилла известную культурную основательность. Не говоря уж о том, что по ходу ленты в изобилии рассыпаны библейские аллюзии, а сама сюжетная структура недвусмысленно отсылает зрителя к "Одиссее".

Начисто лишенный романтики и мелодрамы, изобилующий не боевым балетом, а грубыми кровавыми драками насмерть (когда, например, от удара ногой в лицо или бейсбольной битой в живот происходит то, что и должно происходить в реальности, а именно вышибание из живого организма духа), фильм успевает рассказать не только о выживании молодых "зверей" в зверском мире, но и справедливо укорить мир в его зверскости, а кроме того, дать понять зрителю: таким мир был всегда, и во времена зверской Троянской войны люди и боги поступали ничуть не лучше.

Разумеется, все отсылки даны подтекстом, но подтекстом очевидным, доступным зрителю широкого ряда. Так, актриса, исполняющая главную женскую роль - девицы, сначала провоцировавшей одну из малых (и не слишком сильных) банд не пропустить "воинов" через свою территорию, а затем разочаровавшейся в своих и влюбившейся в главаря преследуемых чужих, на поверку оказавается мятущейся душой, стосковавшейся по-настоящему в призрачном преступном мире, и внешне очень напоминает Пенелопу Крус. Если же учесть, что вся рассказанная Хиллом история, - откровенная одиссея, то сходство Деборы ван Валькенбург со звездой по имени Пенелопа приобретает необходимую и симпатичную многозначность. С той разницей, что эта "Пенелопа" выступает скорее в роли Ариадны, в какой-то мере помогая своему "Одиссею" выбраться из смертельного лабиринта враждебного "воинам" района.

Ребятам, пусть и не без идеологически и художественно обоснованных потерь, конечно, удается добраться до родных берегов, убедив соперников и зрителя в том, что они - лучшие, однако авторам удалось необходимый хэппи энд сделать таким же жестким и жестоким, как и весь фильм. Вывод однозначен и неутешителен: лидирующее положение в зверском мире не стоит человечности - цены, которую приходится за него заплатить. Но... такова цена существования, и платить ее все-таки приходится.

Рецензия: Виктор Распопин