историко-батальная драма Продолжительность: 135 Япония 2003 Режиссер: Ёдзиро Такита Продюсер: Нозому Еноки, Хайдэи Мияшима Сценарий: Дзиро Асада, Такехиро Накашима
(по роману Дзиро Асады) В ролях: Киичи Накаи,
Коичи Сато, Юи Натсукава, Такехиро Мурета, Мики Накатами и др. Музыка: Джои
Хисаиши Оператор: Такеши Хамада
15.09.2003
Почти эпическая, драма эта повествует о последней, обреченной
борьбе японских феодалов с набирающим мощь империализмом на закате XIX
века. Главные герои, славные воины, разрываются между священными для них
правилами самурайской чести и необходимостью кормить оголодавшие семьи.
Жить для них означает служить господину, но выжить возможно только
изменив ему. Впрочем, в реальности выжить невозможно, ибо они -
непревзойденные мастера меча, а последний в 1899 г., в эпоху броненосцев
и скорострельного оружия, увы, не более чем бесполезная железяка.
Личные трагедии героев картины как бы предваряют и знаменуют
глобальную трагическую эпоху, в которой Японии предстоит слишком многое
утратить по собственной вине. Однако, как писал в свое время Ремарк,
смерть одного человека - это трагедия, гибель миллионов - только
статистика. Потому грядущий апокалипсис здесь подразумевается,
демонстрируется же (и трогает наши сердца) личная драма тех, кого в
соседней стране, с легкой руки одного из классиков литературы, называли
"обитателями дворянских гнезд". Драма эта, впрочем, столько же
историческая, сколько и личная.
В фильме Ёдзиро Такиты по роману Дзиро Асады эта драматическая
взаимообусловленность схвачена вполне осознанно и показана совершенно
отчетливо, причем показана очень разносторонне - в сценах жестоких
поединков и массовых сражений, в лирических картинах, где возникающая в
сердцах молодых людей любовь очевидно обречена и потому звучит, как
надрывная мелодия свирели на фоне цветущей сакуры, в эпизодах, где
суровые герои-смертники, беседуя или размышляя, отпевают самих себя,
друг друга и эпоху, а их нежные жены и сестры столь же неколебимо
жертвуют собой во имя верности мужьям и феодальной чести.
Впрочем, назвать этот фильм суровой историко-батальной фреской,
пожалуй, было бы несправедливо. Он не только драматичен, но и в
неменьшей мере лиричен. Более того, фильм Ёдзиро Такаты музыкален, как
печальная баллада о навсегда уходящем, пусть нелегком, но прекрасном
героическом прошлом великого народа, находящегося на пороге неизвестного
грядущего. Не всем суждено переступить этот порог. О них, не
переступивших, и рассказывает, их оплакивает печальная и прекрасная
песнь "Последний меч самурая".