Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




800 ПУЛЬ

трагикомедия в жанре вестерна
Продолжительность: 121
Испания 2002
Режиссер: Алекс де ла Иглесиа
Продюсер: Хуанма Пагасауртунда
Сценарий: Хорхе Гуэррикастеварриа, Алекс де ла Иглесиа
В ролях: Санчо Грасиа, Анхел де Андрес Лопес, Кармен Маура, Луис Кастро, Энрике Мартинес, Луциано Федерико, Эусебио Понцела, Мануэль Тальяфе и др.
Музыка: Роке Баньос
Оператор: Флавио Лабиано


15.09.2003

Чудесный фильм: умный, серьезный, бесшабашный, веселый, висельный и трагический одновременно. Фильм о воспитании души, о преданности и предательстве, о вечной войне и вечной же любви между мужчинами и женщинами, о верности долгу и делу, о вечно мальчишеских сердцах настоящих мужчин.

Есть в Испании кинематографическая деревушка, где некогда снимались отчаянные спагетти-вестерны, где молодые европейские актеры и каскадеры в содружестве с Клинтом Иствудом возрождали полуувядший чисто голливудский жанр, вливали в него свежую кровь неизбывной любви настоящих мачо к играм на свежем воздухе и некий аристократический европейский юмор. Это было на самом деле, было и прошло. Для всех участников и зрителей, за исключением нескольких состарившихся рубак, не сдающихся летам и модам, женам и снохам. Последние, под руководством замечательной Кармен Мауры, представляют собой современных бизнес-леди, "не пущают" стариков поиграть с внуками, дабы не желающие взрослеть седобородые мальчишки не испортили им подрастающего поколения, воспитываемого в духе новобуржуазного практицизма. Тем более, что на совести главного героя, друга-приятеля Иствуда и знатного в прошлом каскадера, гибель на съемках отца другого главного героя - 10-летнего мальчишки, конечно же, изо всех сил стремящегося узнать тщательно скрываемую от него женщинами семейную тайну.

Мальчишка, обманув мать и бабку, сбегает в заброшенную киношную деревню, к деду, преодолевает дедово недоверие и, точно как наш мультипликационной Вовка в тридевятом царстве, осваивается в мире спагетти-вестернов, обретая закалку настоящего мужчины, истинного сына погибшего актера и внука нестареющего воина-каскадера. Дед, за отсутствием интереса киношников к продолжению жанра, добывает средства к существованию, устраивая вместе с немногочисленными товарищами костюмированные спектакли из жизни Дикого Запада для столь же немногочисленных туристов, немцев да японцев, не расстающихся с фотоаппаратами.

Улица с вечным висельником на столбе, улюлюкающие индейцы, шериф с кольтом, кони, взметающие пыль, салун, он же бордель сменяются небритыми стариками, потирающими бока после удачных падений с крыш, смазливыми и не очень проститутками, всеобщей пьянкой да выяснением отношений с местными полицейскими, которым вечно не хватает тех взяток, что могут позволить себе давать им на лапу полунищие обитатели вполне виртуального мирка отжившего свое павильона.

Все эти лихо сменяющие друг друга картинки даются одновременно глазами ребенка и неповзрослевшего старика, а затем - и матери мальчика, во гневе откупающей киношную деревню, чтобы - даже себе в убыток - перепродать ее строительной компании. Словом, чтобы, как сказал бы Андрей Платонов, ее тут больше не стояло.

Старый несгибаемый каскадер организует противостояние и полиции, и снохе, и даже армейским частям, брошенным правительством на защиту экономического здоровья общества. Начинается настоящий спагетти-вестерн, выстроенный с тонким юмором точно по лекалам картин Серджо Леоне, вестерн, завершающийся в духе оптимистической трагедии, с надгробным словом бессмертному смертному, произносимым подобием Клинта Иствуда, в сущности, для одного лишь мальчишки, поскольку именно он, мальчишка, и есть единственный настоящий герой, а равно и единственный наследник истинной романтики, во всем мире (и киношном тоже), увы, приказавшей долго жить.

Повторюсь: блистательный фильм - и пародийный, и очень глубокий, затрагивающий сущностные явления современного бытия - искусственного и реального, ко всему фильм-цитата, но не постмодернистский коллаж, а с точным чувством меры (и кроме того, хорошим вкусом) отсылающий зрителя и к классическим вестернам, и к стилистике Эмира Кустурицы, цельное, сложносконструированное, драматургически насыщенное, режиссерски филигранное, ярко разыгранное замечательными европейскими актерами, очень оригинальное и безусловно талантливое художественное произведение.

Обязательно посмотрите, дорогие друзья, взрослые и подростки, это кино про кино, но куда больше - кино про жизнь, обычную и героическую, про ту жизнь, которую мы потеряли, и про такую жизнь, какую безвозвратно утратить мы не должны, если хотим оставаться мальчишками и мужчинами. Героями хотя бы в мечтах.

Рецензия: В. Распопин