Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КИТОН Бастер (настоящее имя Джозеф Фрэнсис)

Года жизни: 1895 - 1966
Страна: США
Статус: актер и режиссер


Бастер КИТОН - один из классиков американского и мирового немого кино, "человек, который никогда не смеется", прекрасный актер, режиссер, постановщик и исполнитель головоломных трюков, монтажер, словом, легенда кинематографа.

Киновед Олег Косолапов в статье о Китоне ("Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 472 - 474) пишет: "Кажется, Китон всегда был старым и умудренным жизнью. Даже в детстве. Но его тренированное тело было молодо до самой старости... Он родился в передвижном фургоне семейного циркового шоу, и когда в месячном возрасте свалился с лестницы, его отец уверовал в акробатический дар сына и его крепкие кости и стал обращаться с ребенком ужасно. Ребенок, которого звали уже не Джозеф Френсис, а Бастер (от buster - сногсшибательно, поразительно, необыкновенно, так охарактеризовал мальчика друг отца, знаменитый фокусник Гарри Гудини), из раза в раз под грохот аплодисментов и звон литавр швырялся любящими родителями в оркестровую яму головой вперед. Уже тогда он был серьезен и всем говорил, что не чувствует боли... Фильмы Китона - это каскад трюков и ловушек, которые он преодолевал с помощью физики, физкультуры и физиологии".

Бастер Китон, сравнительно поздно пришел в кино ("великому немому" оставалось чуть больше десяти лет) и потому успел снять не слишком много: примерно тридцать лент, из которых два десятка - короткометражные. Количество фильмов, сделанных Гриффитом и Чаплином, несопоставимо больше. Но качество сделанного Китоном не ниже.

Жанр, в котором работал "никогда не улыбающийся" клоун, - комедия во всех ее разновидностях: смешная и печальная, мелодраматическая и боевая, социальная и психологическая, комедийный вестерн и смешной "ужастик". Истинный "конек" Китона - гэг, придуманный, просчитанный до мельчайших подробностей, поставленный и исполненный очень часто без какого-либо применения комбинированной съемки им самим, невысоким, физически крепким, спортивным и выносливым человеком.

Маска Китона - бледное, вытянутое, так называемое "аденоидное" лицо с всепонимающими огромными, серьезными глазами, столь же символична, сколь и маска "маленького человека" Чаплина.

Спортсмен и как бы герой поневоле, Китон не любил, когда журналисты называли его Пьеро, но несомненно был им. Только это Пьеро-американец, Пьеро ХХ века, не меланхолик, не мальчик для битья, не декадент с лютней, а маленький трагикомичный клоун, скрывающий под маской флегматика настоящего героя, личность независимую и способную постоять за себя в любой ситуации.

После 1929 г. звезда Китона закатилась, подобно почти всем звездам немого кино, ибо "новые песни" требовали иных исполнителей. Но как актер спустя годы он был еще не раз востребован, в том числе Чаплиным в "Огнях рампы" и Б. Уайдлером в великолепной "черной" трагикомедии "Сансет бульвар", где "поразительный" Китон сыграл самого себя.

О разнообразных дарованиях Бастера Китона, его открытиях в кино читатель может узнать подробнее, познакомившись на нашем сайте с рецензиями на фильмы "Три эпохи", "Генерал", "Колледж" и др.